В. РАСПУТИН. “ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ”

Привязчив человек, имевший
свой дом и родину, ох как при-
вязчив!
В. Распутин
В Сибири, где реки петляют, а потом рас-
падаются на несколько развилок, есть понятие
“матера”. Так называют основное течение,
стержень реки. Отсюда и Матера у Валентина
Распутина, имеющая один общий корень со
словами мастерство, матерость. Автор показы-
вает, что речевое название старой деревеньки
заложено умом и чувством народа.
Матера, сросшаяся своим именем не толь-
ко с землей, но и с людьми, должна исчезнуть.
Она станет

дном грядущего моря. Дома, огоро-
ды, луга, кладбище – все это уйдет под воду
навечно. А это – смерть. И поэтому все чело-
веческие дела и заботы в эти последние дни
деревни обнажились. Каждое слово обрело
резкую отчетливость и первоначальный
смысл. Всякий поступок стал говорить о чело-
веке и мире как будто последнюю правду, по-
тому что “истинный человек, – как пишет
Распутин, – высказывается едва ли не толь-
ко в минуты прощания и страдания – он это
и есть, его и запомните”.
А в повести не один человек, здесь целая
жизнь деревни и ее жителей. Она оборвалась
/> бы неслышно, если бы не памятливая и неус-
тупчивая старуха Дарья Пинигина. Такие,
как она, в каждом селе объединяют строгих
и справедливых, под защиту которых “стяги-
ваются слабые и страдательные”. Пинигина из
“ранешных” людей, которые “совесть сильно
различали” и считали, что “жисть ваша, ишь
какие подати берет: Матеру ей подавай. Од-
ну бы только Матеру?!”.
Другая жительница деревеньки – Анна,
как и все старики, знает только свою родную
Матеру, любит ее и не хочет с ней расста-
ваться. По ее мнению, самый большой грех
на свете – это лишить его родины. А старая
Настасья откровенно тоскует: “Кто ж старое
дерево пересаживает?!”.
Символична та весть, которая побудила
героев активно действовать. Ее принес Бого-
дул. Этот герой воспринимается не иначе как
своеобразный дух Матеры. Живет он на ост-
рове, одному богу известно сколько лет.
Выйдя к сидящим за самоваром старухам, он
сказал: “Мертвых грабют”. Наверное, многое
старухи могли бы снести молча, безропотно,
но не это.
Когда добрались старики до расположен-
ного за деревней кладбища, работники санэ-
пидемстанции “доканчивали свое дело, стас-
кивая спиленные тумбочки, оградни и, крес-
ты, чтобы сжечь их одним огнем”. Им и в го-
лову не приходит, что для Дарьи и других
сельчан кладбище – нечто святое. Не зря
даже сдержанная Дарья, “задыхаясь от стра-
ха и ярости, закричала и ударила одного из
мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно
вопрошая: “А ты их тут хоронил? Отец, мать
у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у
тебя, поганца, отца с матерью. Ты не чело-
век”. Ее поддерживает вся деревня.
Эта сцена в повести дает повод для глу-
боких размышлений. – Не нами начинается
жизнь на свете, и не нашим уходом она за-
канчивается. Как мы относимся к предкам,
так и к нам будут относиться потомки, беря
пример с нас. “Неуважение к предкам есть
первый признак безнравственности”, – пи-
сал еще Пушкин. Об этом твердит старуха
Дарья. Об этом, подхватывая ее правду, не ус-
тает говорить автор. Всей уходящей дере-
венской жизнью Распутин напоминает нам,
что мы – только звено в цепи существова-
ния Вселенского мира.
Размышляя об этом, автор показывает не-
сколько поколений. Получается, что чем
дальше, тем связи становятся слабее. Вот
старуха Дарья свято чтит память об ушед-
ших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что
ее волнует, для него не самое главное. А внук
Андрей и вовсе не понимает, о чем речь. Для
него не представляет сложности принять ре-
шение устроиться на строительство плотины,
из-за которой и будет затоплен остров. И во-
обще, он уверен, что память – это плохо,
без нее лучше. Повесть Распутина восприни-
мается как предупреждение. Такие, как Анд-
рей, будут созидать, разрушая. А когда за-
думаются, чего же в этом процессе больше,
будет уже поздно: надорванные сердца не из-
лечиваются. Что ему придется ответить ког-
да-нибудь своим предкам? Об этом думает
Дарья. Она переживает за своего внука и жа-
леет его.
Еще хуже с совестью у таких, как Петру-
ха. Он поджег собственный дом, для того
чтобы получить денежную компенсацию. Его
устраивает то, что за разрушения платят
деньги.
Новый поселок, куда должны перебрать-
ся сельчане, сработан красиво: домик к доми-
ку. Но поставлен он как-то несуразно, не по-
людски. Наверное, и прощаться в случае на-
добности с этим поселком будет куда проще,
чем с Матерой.
Да, Дарья видит, что уход деревни неиз-
бежен. Но старуху тревожит, как легко про-
щаются с Матерой люди, как бесцеремонны
с могилами, за которыми вековая жизнь и
память. Академик Дмитрий Лихачев писал
на полях “Прощания”: “Во все века и во всех
странах сознание собственной смертности вос-
питывало и приучало думать о том, какую
память мы по себе оставим”.
Все оставшиеся до затопления дни Дарья
собирает историю Матеры. Старуха торопит-
ся обдумать ее и воссоединить, чтобы хоть в
ее сердце деревня дожила по-человечески,
не уронив себя. Дарья хочет, чтобы весь опыт
Матеры остался в памяти: “Правда в памяти.
У кого нет памяти, у того нет жизни”. Знает
это и Распутин, потому он показывает, что
деревня Матера – это стержень, истоки че-
ловеческой жизни, нравственных отношений.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

В. РАСПУТИН. “ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ”