Прощание с матерой проблема повести

Размышления над эстетическим аспектом

Эстетика всегда рассматривала понятие прекрасного и его значение в жизни людей. Созидающее, прекрасное, и негатив­ное, разрушающее, – эти начала всегда присутствуют в жизни и отдельного человека, и всего общества. С этих позиций автор показывает судьбу островной деревни Матеры, которая должна подвергнуться затоплению и стать дном искусственно созда­ваемого Братского моря.

Матера – для деревенских жителей “родная, самой судьбой назначенная земля”.

И природа всегда жила в согласии

с людьми. Поля и ого­роды давали обильные урожаи, луга – сено скоту, леса – свои дары летом и осенью. Молодежь веселилась на просторе за деревней.

Но черты трагедии из-за вынужденного переселения людей виделись все отчетливее. Люди семьями покидали Матеру, осваивая новый быт и иную работу. В деревне оставались лишь самые старые, но еще в силе, люди, которые должны были за­вершить множество начатых дел: подготовить к отправке за реку наработанное за годы имущество, убрать урожай, присмо­треть за ребятней.

Но привычный миропорядок рушился. Следы упадка можно было видеть всюду. Мертво застыли окна в

опустевших до­мах, хлопали ворота, покосились заборы, неприютно и голо смотрелись стены в брошенных жилищах.

Образ покинутого, разоряемого дома с горечью и болью автор описывает в финале повести: шесть сиротливо “сгрудившихся в кучу, сцепившихся неразлучно избенок” закончат эпопею Матеры.

А как в этих условиях вели себя люди? Они оказались на перепутье: в состоянии тревоги, растерянности, неуверенности в завтрашнем дне.

Насильственное, по директивам сверху, уничтожение и при­роды, и материальных ценностей становилось всеобщей тра­гедией.

Вся деревня остро, как говорят, в штыки восприняла уни­чтожение кладбища: из сердца не вырвать память об ушедших дорогих и близких.

И все же остались в жизни односельчан и горькие радости, и грустные праздники.

Собрались жители Матеры, деревенские и из поселка, на се­нокос: нужно было заготовить сено и перевезти его для скота на подворья в новые усадьбы. Прибыли и давно уехавшие для того, чтобы повидаться с земляками и отвести душу в знакомой ра­боте. После трудов, возвращаясь с лугов дружной толпой, пели хором.

Людей объединяли и радость встреч с друзьями юности, и общий труд, и знакомая песня.

У деревенских людей свои эстетические подходы в оценке нравственных качеств, поведения и даже внешности людей. Безоговорочно осуждаются суетность, неумение держать слово, нелюбовь к труду. Городские женщины не по сердцу старухам: очень взбалмошны и любят пускать пыль в глаза.

Осмеян Петруха, мужик талантливый, но крайне легкомыс­ленный. Ведь он мечется по свету в поисках славы и легких денег. Жизненная история его является настолько же инте­ресной, насколько странной и в чем-то нелепой.

Построенный собственными руками хозяина, где особенно красивы резные наличники на окнах, его дом становится “собственностью Ак. наук”, памятником деревянного зодчества. Петруха был рад и горд. Но эта самая “Ак. наук” заплатила за дом лишь половину денег, вторую половину заплатить не удосужилась. И перед великим затоплением Петруха собственными руками поджег дом, свое детище, к которому успел прирасти сердцем.

Человек задиристый, он приискал для себя поговорку, которой охотно пользовался: “Извини-подвинься”. Жизнь “подвинула” его самого.

Свои истории и биографии есть и в природе. За деревней, на просторе, росла огромная лиственница, “листвень”. С годами дерево, со стволом не в обхват, приобрело прочность литого ме­талла, и никакие “поджогчики” и разрушители не в силах были его уничтожить.

Так и суждено было ему, непокоренному, уйти на дно моря. И деревья умирают стоя.

Вывод. Жители деревни, ее главная ценность, – это тру­женики и подвижники. Они создают тот миропорядок, на ко­тором стояла и стоять будет русская земля.

И несломленный “листвень”, могучее дерево, – символ жизнестойкости и людей, и природы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Прощание с матерой проблема повести