ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (3 вариант)
Землю надо беречь!
Отечественные Писатели и публицисты, по-моему, первыми ПроРвали Плотину Благостности, Которая стояла на пути решения эко-
Логических проблем в нашей стране. Говорить об экологии сейчас, в конце XX века, — значит говорить уже не об изменении жизни, как прежде, а о ее спасении. Надо спасать реки, которые превращаются в сточные канавы с уродливыми утолщениями водохранилищ, спасать почвы от эрозии и разрушительных оврагов, спасать «зеленые моря» тайги, спасать сам воздух от все усиливающегося загрязнения.
Наши
После нескольких кампаний очерк был рассмотрен в соответствующих инстанциях, а потом было принято решение: «Писатель… нанес огромный вред авторитету Советского Союза», О дальнейших действиях «соответствующих инстанций», думаю, говорить нет
Об огромном вреде Природе, Человеку, нанесенном «стройками века», кампанией против неперспективных деревень, которая пожаром пронеслась по всей стране, сегодня говорит художественная литература, в частности Валентин Распутин в повестях «Прощание с Матерой» И «Пожар».
«Пожар» — своеобразное продолжение «Прощания с Матерой». Если Матеру уничтожает разлившееся «море» — водохранилище, то гибель Сосновки — от разложения внутри, от размывания нарушенных нравственных устоев.
Поселок Сосновка, Где живут бывшие крестьяне шести затопленных деревень-горемык, больше похож на селение бивуачного типа. И здесь живут, «не пуская глубоко корни, не охорашиваясь и не обустраиваясь с прицелом на детей и внуков, а лишь бы лето пе-релетовать, а потом и зиму перезимовать». Крестьяне, лишенные корней, и временные рабочие леспромхоза усвоили психологию архаровцев, людей, лишенных чувства хозяина земли, своего труда, а потому равнодушных ко всякому делу.
Люди безразличны к своим домам («в старых деревнях и жизни не могли представить себе без зелени под окнами, здесь и Полисадники Не выставляли»), к своему поселку, в котором видят временное пристанище (хотя живут здесь больше двадцати лет), к тайге.
Думая только о плане, бездушно и хищнически вырубают «каждый год многие сотни гектаров тайги, распахивая налево и направо огромные просторы… и техника пошла такая, что никакого подроста после себя не оставит». Тот же Самовал, Чтобы подобраться к ку-
Батуристой лесине, вытопчет и выдавит вокруг все подчистую. План обезлесил тайгу. Тайга становится похожей на лысую гору.
Зачем рекорды и перевыполнение плана, думает главный герой повести, если после них остаются одни пустоши?
Распутин показывает, что безжалостное отношение к среде обитания ведет к бездуховности, к упадку нравственности. Повесть «Пожар» пронизана тревогой по поводу утраты жителями Соснов-ки многих важных человеческих качеств, нравственных норм, которые формировались веками человеческого труда на земле. Опасная ущербность души человеческой с особой силой проявилась в экстремальных обстоятельствах, когда в Сосновке, на ее складах, занялся пожар.
Тревога писателя не напрасна, ибо не ими ли, не этими утраченными нравственными Законами, «не этой ли грудью единой спасались и спасались в старой деревне в войну и в лихие послевоенные Годы», А теперь все переменилось, «можно сказать, перевернулось с ног на голову, и то, за что держались еще недавно всем миром, что было общим неписаным законом, твердью земной, превратилось в пережиток, в какую-то ненормальность и чуть ли не в Предательство».
Об экологии природы, об экологии духа, о тяжелых последствиях утраты нравственных устоев современным человеком пишет В. Распутин в повести «Пожар», одном из самых тревожных произведений в нашей литературе.
Ощущением реальной опасности конца, катастрофичности мира пронизан роман Ч. Айтматова «Плаха». Разрушение мира природного оборачивается у Айтматова опасной деформацией человека, личности. Причем происходит это повсюду! Ведь то, что происходит в Моюнкумской саванне, является проблемой глобального, а не местного значения.
Такая проблема возникла на исходе XX века перед человеком повсюду: в Европе и Азии, в Америке и Африке. Разрушая природу, человек разрушает и себя, природу в самом себе. Нарушение естественных связей человека и природы ведет к всеобщей катастрофе.
Роман «Плаха» начинается темой волков, которая потом перерастает в тему гибели Моюнкумской саванны. Гибель постигает Моюнкумы По вине человека, который врывается сюда как хищник, преступник, палачески бессмысленно уничтожающий все живое, что есть в саванне: и сайгаков, и волков.
Преступное браконьерство возведено в ранг Государственной политики, так как отстрел сайгаков ведется для выполнения плана Мясосдачи: «требование момента — хоть из-под земли, но дать план; год, завершающий пятилетку, что скажем народу, где план, где мясо, где выполнение Обязательств». И Вот вертолеты гонят сайгаков туда, где их поджидают охотники, а вернее, Расстрелыци-Ки. «На вездеходах-«уазиках» расстрелыцики Погнали сайгаков дальше, расстреливая их на ходу из автоматов, в упор, без прицела, косили как будто сено на огороде. А за ними двинулись грузовые прицепы — бросали трофеи один за одним в кузова, и люди собирали дармовой урожай.
Сцена страшная, вызывающая такое же содрогание, как и фашистские палачества.
После моюнкумской трагедии на уничтожение обречена и есте-
Ственная среда обитания Волков, что и предопределяет у Айтматова Страшное завершение Единоборства синеглазой волчицы Акбары с Человеком. Убив волчицу, несчастный Бостон убивает и своего Сына, и для него наступает конец света.
Это не просто литературный Ход. Это опять трагическая законоМерность Самой жизни, в Которой. сегодня, как никогда прежде, все Взаимосвязано и неразрывно: разрушая И уничтожая природу, Человечество лишает Жизни Будущие Поколения, а это и его конец.
Роман Ч. Айтматова как крик, Как отчаянный призыв, Щенный К каждому: одуматься, Осознать свою ответственность Все, что так предельно обострилось и сгустилось В мире. Землю Надо спасать: угроза ядерной и Экологической катастрофы ставит Сегодня человечество у Той роковой черты, за которой нет бытия: «Спасемся ли? Продлится ли Жизнь в наших потомках?» — вот вопросы, Звучащие в произведениях Наших современных писателей.
И Набатным колоколом наша Литература взывает к людям, каждоМу: Спасение Мира И Человеческих ценностей через совесть, раскаЯние, Жертву, смелость Каждого быть в поле воином.
Отличительная черта Современной литературы — ее «приближенность» к Жизни, ее публицистичность. И именно в этой черте Таится то зерно, которое даст Жизнь новым реалиям и мировоззрениям. Нельзя не отметить, что тема Природы получает в современной Публицистике более расширенное, Глобальное значение. Это теМа Не только о самой природе, А о ее взаимосвязи с человеком.
Все В мире цело, неразрывно и Взаимосвязано. Вот эту мысль и развиВают В своих произведениях Современные писатели, чтобы показать Читателю: только при учитывании Этого закона можно «осваивать» Природу.