Правда освещающая совесть

Уроки по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина “Господа Головлевы” в 10-м классе
Тема первая
“И жалко, и жутко”

Цель урока. Всестороннее исследование симптомов страшной духовной болезни, названной писателем “нравственным окостенением” или “нравственной анемией”.

Сначала, разбирая конкретные эпизоды, детали и образы, вспоминаем, как изображаются в романе пустословие, пустомыслие, ложь и притворство, проявляющиеся в “бездне праздных слов”, бесконечно тянущихся “одно за другим, как густая слюна” из уст Иудушки Головлева, “для которого не существовало ни горя, ни радости, ни ненависти, ни любви” и весь мир был подобием гроба, могущим “служить лишь для бесконечного пустословия, в котором звучала какая-то сухая, почти отвлеченная злоба ко всему живому”.

Затем создаем вокруг этой темы ассоциативный контекст, в который включаем такие произведения, как ” Ревизор” Н. В. Гоголя (“легкость в мыслях необыкновенная” Хлестакова и ложь и притворство городских чиновников); “Горе от ума” А. С. Грибоедова (лицемерие Молчалина и репетиловское “шумим, братец, шумим”); ” Отцы и дети” И. С. Тургенева (псевдодемократизм Ситникова и Кукшиной); “Скоморох Памфалон” Н. С. Лескова (двуличный Руфин – византиец, “гнусный притворщик, способный обмануть всякого и сделать самую подлую низость”); “Гроза” А. Н. Островского (показная, внешняя набожность Кабановой), и так далее. Также вспоминаем народные пословицы: “Кто лукавит, того черт задавит”, “Кто много болтает, тот беду на себя накликает”, “Кто много говорит, тот мало делает”, “Кто лжет, тот и украдет”, “Кто много болтает, тому мало верят”.

Читаем басню И. А. Крылова “Добрая лисица”, сопоставляя ее с поступками Иудушки.

Обращаемся к евангельским сентенциям о лицемерии, лжи и притворстве.

Далее переходим к следующему симптому – скупости. Вглядываемся в “сумерки”, где люди “копошатся”, стараются, припасают. Но для чего и для кого?

Ведь в то время как в “зияющей бездне погребов и кладовых” гниют многолетние припасы, детей “из экономии держат впроголодь” и “благословляют” выброшенными кусками, “дяденьку” кормят из одной чашки с собакой Трезоркой, внучек “воспитывают” на “кислом молоке и попорченной солонине”.

Рассматриваем эту тему романа в ассоциативном контексте таких произведений, как “Мертвые души” Н. В. Гоголя (Плюшкин), “Скупой рыцарь” А. С. Пушкина (Барон), “Скупой” Ж.-Б. Мольера, “Гобсек” О. Бальзака, “Матренин двор” А. И. Солженицына (Фаддей Григорьев), и других. Соотносим со всем этим народные пословицы: “Скупой богач беднее нищего”, “Скупой запирает крепко и потчует редко”, “Скупой и во сне деньги считает”, “Скупой и для себя скупится”, “Скупой по чужому грошу сохнет”, “Скупому душа дешевле гроша”.

Обращаемся к эпизоду из Евангелия, когда Иисус Христос говорит о том, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие.

Затем переходим к рассмотрению третьего симптома – тирании. Вспоминаем, как Порфирий Головлев, прозванный братом “Иудушкой” и “кровопивушкой”, тираня ближних и дальних, мог словами “сгноить человека”, “любил мысленно вымучить, разорить, обездолить, пососать кровь”, “мстил живым, мстил мертвым”, как в конце своей жизни он, закрывшись в кабинете, подобно пушкинскому барону Филиппу, перед шестью сундуками людских слез, крови и пота предается фантастической оргии, где “он мог свободно опутывать целый мир сетью кляуз, притеснений и обид”.

Помещаем этот симптом в ассоциативный контекст, который составляют: “Песня про царя Ивана Васильевича…” М. Ю. Лермонтова (Кирибеевич), ” Капитанская дочка” А. С. Пушкина (Швабрин), ” Недоросль” Д. И. Фонвизина (Простакова), “Гроза” А. Н. Островского (Кабанова и Дикой), “Тюльпанное дерево” В. А. Жуковского (мачеха), “Хаджи Мурат” Л. Н. Толстого (Николай I и Шамиль) и так далее, исторические сведения о Нероне, Калигуле, Иване IV, Гитлере и других, о конфликтах в семьях, где выросли М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев. Читаем стихотворение А. С. Пушкина “Анчар”.

И наконец, рассматриваем четвертый симптом – предательство, то, как “отовсюду, из всех углов этого постылого дома… выползали умертвия”.

Создаем вокруг предательств Иудушки ассоциативный контекст: это библейские сказания об убийстве Каином Авеля и о продаже братьями Иосифа; евангельский сюжет об Иуде; ” Тарас Бульба” Н. В. Гоголя (Андрий); “Гамлет” Шекспира (Клавдий); “Капитанская дочка” (Швабрин), “Моцарт и Сальери” А. С. Пушкина; “Тупейный Художник” Н. С. Лескова (священник); ” Судьба человека” М. А. Шолохова (Крыжнев) и другие.

Читаем стихи Н. А. Заболоцкого “Иудино дерево” и В. А. Жуковского “Мщение”.

В конце урока приходим к выводу, что человек, поддавшись искушениям и соблазнам, заболевает жуткой болезнью – “нравственным окостенением”, симптомами которой являются пустословие, скупость, тирания и предательство; последствиями – деградация и разрушение личности.

Головлево, названное автором “самой смертью, злобной и пустоутробной, вечно подстерегающей новую жертву”, “наглухо запертой тюрьмой”, “склепом”, “гробом”, – это образ человеческой души, разъедаемой пороками. Размышляем, в заключение урока, к какому трагическому исходу может привести человечество эта болезнь.

Тема вторая
Возвращение

Цель урока. С помощью М. Е. Салтыкова-Щедрина и других писателей найти лекарство, способное вылечить человечество от “нравственной анемии”.

Сначала рассматриваем, как в романе “Господа Головлевы” своеобразно интерпретируется евангельский мотив возвращения блудного сына (на примере детей, возвращающихся в Головлево) и пробуждения совести.

Акцентируем внимание на последних страницах романа, когда вдруг “ужасная правда осветила… совесть” головлевского барина, он понял впервые, что в евангельском сказании “идет речь о какой-то неслыханной неправде, совершившей суд над Истиной”, начал осознавать свою вину в свершившихся “умертвиях”, впервые задумался над тем, какие страдания принял Иисус Христос, искупая грехи погрязшего в пороках человечества, впервые вгляделся в освещенный лампадкой образ Искупителя в терновом венце, впервые искренне пожалел другого человека, племянницу Анниньку: “Бедная ты, бедная ты моя…”

В связи с этим вспоминаем интерпретацию названного мотива в “Слове о полку Игореве”, “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина, “Отцах и детях” И. С. Тургенева, сказках О. Уайльда “Великан-эгоист” и “Мальчик-звезда” и других. Читаем стихи Э. Межелайтиса “Ландшафт души” и Н. А. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться…”.

Развиваем тему воспоминаниями о людях, совесть которых бодрствовала на протяжении всей их жизни, о праведниках, изображенных в книгах “Очарованный странник”, “Скоморох Памфалон” Н. С. Лескова; “Живые мощи” И. С. Тургенева; “Лапти” И. А. Бунина; “Юшка” А. П. Платонова; “Матренин двор” А. И. Солженицына. Читаем стихотворение Ф. И. Тютчева “Чему бы жизнь нас ни учила…”. Находим на “сером, вечно слезящемся небе” романа “Господа Головлевы”, покрытом “застывшими, стоявшими на одном месте облаками”, маленький, едва заметный, чистый, ясный, солнечный клочочек, рождающий надежду на спасение. Это второй Володенька, незаконнорожденный сын Порфирия и Евпраксеюшки, отнесенный Улитой в приют.

Даст Бог, он станет приемным сыном таких “чистых сердцем” людей, как Памфалон, Юшка, Андрей Соколов, Матрена. И тогда будет расти маленькое дитя, а вместе с ним будет расти и совесть. “И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама” (М.

Е. Салтыков-Щедрин. “Пропала совесть”).

Продолжая разговор о чистом небе детских душ, в завершение урока на примере прочитанных ранее произведений о детях (В. М. Гаршин. “Сказка о жабе и розе”, Л. Н. Толстой. “Детство”, А. М. Горький. “Детство”, А. С. Грин. “Алые паруса”, Г. Х. Андерсен. “Снежная королева”, А. Сент-Экзюпери. “Маленький принц” и так далее) всей душой, сердцем и разумом воспринимаем слова Иисуса Христа: “Будьте, как Дети…”

Самые добрые и честные люди на земле – это дети. Сами они никогда не забудут, что они добрые, если их не заставят это сделать те взрослые, которые забыли о своей доброте и честности. В душе каждого ребенка есть частичка чистого, светлого, ясного, лазурного, высокого неба, и главное – сберечь, сохранить эту чистоту, помочь этим частичкам вырасти, соединиться и стать целым поколением праведников, которые спасут и сохранят наш мир.

Завершаем урок стихотворением М. Кузмина.

Я вижу, в дворовом окошке
Склонилась к ребенку мать,
А он раскинул ножки,
Хочет их ртом поймать.
Как день ему будет долог,
Ночам – конца словно нет…
А год? Это – дивный сколок
Будущих долгих лет.
Вот улыбнулся сонно
С прелестью милых котят…
Ведь каждая мать – Мадонна,
И всякий ребенок свят!
Потом настанут сурово
Труды, волненье и страсть,
И где найти тогда слово,
Что не дало бы упасть?
Мудры старики да дети,
Взрослым мудрости нет.
Одни еще будто в свете,
Другие уж видят свет.
Но в сумрачном бездорожье
Утешься: сквозь страстный плен
Увидишь – мы дети Божьи
У теплых родных колен.

На доске репродукции картин “Мика Морозов” и “Девочка с персиками” В. А. Серова, “Сикстинская мадонна” Рафаэля, “Возвращение блудного сына” Рембрандта и рисунки, выполненные самими учащимися.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Правда освещающая совесть