Правда Сони Мармеладовой

” Преступление и наказание ” представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом способствуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности его теории, явившейся, на мой взгляд, основной причиной преступления. Я думаю, что человеком, который подтолкнул главного героя к признанию, помог ему воскреснуть духовно, является Сонечка Мармеладова. Это была девушка лет восемнадцати, небольшого роста, худенькая, но довольно

хорошенькая блондинка с замечательными голубыми глазами.

Судьба жестоко и несправедливо обошлась с ней и ее близкими.

Во-первых, судя по всему, Соня потеряла мать, а затем и отца, во-вторых, бедность заставила ее выйти на улицу зарабатывать деньги. Но жестокость судьбы не сломила ее моральный дух. В условиях, казалось бы, исключающих добро и человечность, героиня находит выход, достойный человека. Ее путь – самопожертвование и религия.

Соня способна понять и облегчить страдания любого, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание. Она жалеет Катерину Ивановну, называя

ее “ребенком, справедливой”, несчастной. Ее великодушие показалась уже тогда, когда она спасает детей Катерины Ивановны, жалеет отца, умирает у нее на руках со словами раскаяния.

Эта сцена, как, впрочем, и другие, внушает уважение и сочувствие к девушке с первых минут знакомства с ней. И неудивительно, что глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Софии Семеновне.

Именной ей, а не Порфирию Петровичу, Родион решил поведать свою тайну, потому что почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Он жаждал любви, сострадания, человеческой чуткости, того высшего света, который способен поддержать человека во тьме жизни. Надежды Раскольникова на сочувствие и понимание со стороны Сони оправдались.

Эта необычная девушка, которую он назвал “красивой”, – узнав об ужасном преступлении Родиона, целует и обнимает его, себя не помня, говорит, что “нет беспощаднее никого теперь в целом свете”, чем Раскольников. И это говорит та, которую бедность семьи обрекла на позор и унижение, та, которую называют “девицей страшного обращения”! Неужели заслуживает такой участи девушка чуткая и самоотверженная?

А Лужин, не страдая от нищеты, мелочный и подлый считает Соню аморальной, развращающей общество девицей. Видимо, ему никогда не понять, что только сожаление и желание помочь людям, избавить их от тяжелой судьбы объясняют поведение героини. Вся ее жизнь – сплошное самопожертвование.

Тем же содержанием наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня: во имя свято любимого брата соглашается выйти замуж за Лужина.

Лужин – классический тип буржуазного дельца, мерзавца, самовлюбленного тирана, который унижает людей, карьериста и скряги. Для героев Достоевского характерна высшая степень выражения чувств. У Дуни – это всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны – исступленная гордость.

Положение безнадежности, тупика толкает людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к бесчеловечности. “Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!” Какая тоска, боль за человечество слышится в этом горьком раздумье Раскольникова. Он терзается сознанием полной безысходности, не находя, однако, в себе сил признать эту жизнь, примириться с ней, как это сделал Мармеладов.

Рядом проходят перед Раскольниковым картины унижения и оскорбления человека.

Для Достоевского характерна лаконичность при описании самых трагических событий, он сразу переходит к анализу чувств и мыслей героев, их отношения к происходящему.

Широкой, написанной мощной суровой кистью картина действительности показывает то реальную почву, которая сращивает мысли о преступлении в Раскольникова, человека, страстно и беспощадно осуждающего этот мир с его вопиющей социальной несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями. Именно буржуазное общество, буржуазное сознание порождает идеи убить, потому что “владыки”, Наполеоны, те, кого в этом обществе уважают, богачи, удачники, счастливцы не останавливаются ни перед чем во имя успеха. По сути, в этой теории заключена идея буржуазного сверхчеловека, который не признает никаких моральных ограничений, которому все позволено.

Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова – убийство одного незначительного животного во имя жизни тысяч достойных существования людей, – представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста.

Удивительный “эксперимент” Раскольникова – убийство – должен дать ему ответ на вопрос: кто он сам? Принадлежит ли он к разряду людей “обыкновенных” или “необычных”? Может ли он “переступить” принцип?

Совершая свое преступление, Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но не вынес разобщенности с людьми, ужаса и пустоты морального одиночества, означающего смерть человеческой души.

Напряженность психологического конфликта увеличивается таким приемом, как субъективная трактовка времени. Оно может остановиться (как, например, в сцене убийства старухи) или лететь с лихорадочной скоростью, и тогда в сознании героя мелькают, как в калейдоскопе, лица, предметы, события. Еще одна особенность романа – отсутствие последовательности, логичности в передаче чувств, переживаний героев, тоже определяется их душевным состоянием.

Часто автор прибегает к “видениям”, включая галлюцинации, кошмары (сны Раскольникова, Свидригайлова). Все это увеличивает драматизм происходящих событий, делает стиль романа гиперболическим. Но есть нечто большее ужасное, что относится уже не к картинам действительности, не к переживаниям людей, а к самому роману. Это отсутствие просветления, надежды на возможность выхода.

Самый страшный “тупик” в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества.

Справедливо осудив “бунт” Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдания, чем насилие, – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, я думаю, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников сегодня будет мучиться и страдать.

Но совесть человеческая, душа человека, жили и будут жить всегда, пока “мир стоит”, даже в наши жестокие демократические годы, на заре неизвестного будущего, в начале многообещающего и одновременно страшного XXI века. А значит, когда-либо раскаяние придет, и, хоть на краю могилы, наш Раскольников заплачет и вспомнит о “вечной Сонечке”. В этом и заключается великий, классический, бессмертный смысл романа, созданный гениальным писателем-психологом.

Жизнь невыносима в обществе, где царствуют Лужины и Свидригайловы, но в сердцах тех, кто не стал ими, продолжает наивно жить надежда.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Правда Сони Мармеладовой