Портретная характеристика основных образов комедии “Горе от ума”

Величайшим достижением реализма А. С. Грибоедова является созданная им галерея образов: Чацкий, Фамусов, Молчалин, Скалозуб, Софья и др. В образе Чацкого воплотились черты передового человека того времени. Это первый в реалистической русской литературе образ дворянского интеллигента, оторвавшегося от своей сословной среды, образ мыслящего “друга человечества”, осознавшего свое достоинство и ринувшегося на борьбу за свои права.

А. И. Герцен в статье”. Новая фаза в русской литературе” писал: “Образ Чацкого, печального, неприкаянного

в своей иронии, трепещущего от негодования и преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади: это декабрист”. И действительно, Чацкий во многом близок декабристам.

В своих монологах Чацкий выступил с резким обличением пороков и развернул целую политическую программу. Он подвергает разоблачению крепостничество и его порождения: бесчеловечность, лицемерную мораль, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. В знаменитом монологе “А судьи кто?..” он обрушился на тех “негодяев знатных”, которые меняют

своих слуг на борзых собак, сгоняют для своих затей на крепостной балет “от матерей, отцов отторженных детей” и распродают их “поодиночке”.

Горячие обличения Чацкого – совершенно в духе умонастроений декабристов, которые клялись (в уставе “Союза благоденствия”) бороться со всякой неправдой и воспитывать в себе и окружающих доблестных граждан свободной России. Чацкий оставил службу, мундир его не прельщает. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”,- говорит он. Точно так же Рылеев, выходя в отставку, сказал: “Служить могут лишь одни подлецы”. Чацкий, как и декабристы, бичует дворянское общество за низкопоклонство перед всем иноземным, за презрение к родному языку и обычаям:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев.

Все выпады Чацкого против дворянского общества согреты горячей любовью к угнетенному народу. Обаяние образа Чацкого – в силе его ума, убеждений; он их высказывает горячо и страстно, они им выстраданы. Он не озабочен тем, много ли людей поверит ему и поддержит его сейчас.

Он убежден в истине своих слов, поэтому стоек и упорен. Чацкий все говорит от лица передового поколения. Он “положительно умен…- писал И. А. Гончаров.- Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен”

По своим убеждениям и темпераменту Чацкий – романтик. С другой стороны, в нем много резонерского, характерного для героев классицизма. Но у Чацкого это является следствием его горячей убежденности, новизны проповедуемых им идеалов.

Ведь и во взглядах декабристов было много романтических мечтаний. Вместе с тем Чацкий-романтик нарисован без той романтической отвлеченности, которая была присуща поэтике декабристов. Он – живой, реалистический образ. Грибоедов широко наметил связь Чацкого с идеями декабристов.

Но при этой политической определенности образа Чацкий сложен и противоречив, он человек страсти, сердечного увлечения, пылкой непосредственности. Словно в некоторой романтической растерянности он хочет, удалясь из Москвы, найти на свету “оскорбленному… сердцу уголок”, уединиться, собраться с мыслями, залечить раны. Этих обстоятельств тоже нельзя упускать из виду.

Он – весь в движении и росте.

Главным идейным противником Чацкого является реакционер Фамусов. Будучи неглупым и изворотливым человеком, он все время парирует удары Чацкого, ссылаясь на авторитеты, оглядываясь на примеры, предания и обычаи. Он живет предрассудками.

Источником всякого зла Фамусов считает просвещение: “Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь”.Фамусов – типичный московский барин-крепостник, который и на службе в казенном месте распоряжается, как в своей вотчине. Он не просто отсталый, чудаковатый барин, московский хлебосол, но еще и бездушный чиновник: “Подписано, так с плеч долой”. Чадолюбивый отец, по-своему озабоченный воспитанием дочери, он позволяет себе вольности в обращении с горничной; строгий хозяин дома, грубый с низшими, он льстиво предупредителен с теми, кто выше его.

Молчалин – чиновник при Фамусове. Он идет путями лести, низкопоклонства. В Молчалине навегда останется чиновничья закваска. Он вечно будет “с бумагами-с”; но ему уготовано прочное будущее.

Молчаливы будут “блаженствовать на свете”, особенно в последующее царствование, при Николае I, когда понадобятся массы служак из “бессловесных”.

В более гротескном плане дан образ полковника Скалозуба. Крайне ограниченный человек, он живет мечтой о генеральском чине. Этот солдафон цинично потешается над вольнодумцами, грозя дать им в наставники фельдфебеля, который легко может “успокоить” непослушных.

Скалозубы – надежная опора трона и палочного режима.

Противоречив образ Софьи. “Софья начертана неясно”,- писал А. С. Пушкин. Это дает повод до настоящего времени спорить: к какому лагерю она принадлежит? Одни считают, что Софья – на стороне Чацкого. Чацкий был первой ее любовью.

Оскорбленная отъездом любимого человека, она переживает “горе от любви”. Софья любит не реального Молчалина, она выдумала своего Молчалина по контрасту с уехавшим. Чувство к Чацкому не умерло в Софье, отсюда ее противоречивое к нему отношение; Чацкий, в свою очередь, делится с Софьей своими сокровенными убеждениями.

Софья – один из самых первых художественных образов русской женщины. По мнению других, Софья целиком принадлежит фамусовскому миру. Какие же доказательства?

В письме П. А. Катенину Грибоедов прямо говорит о нелюбви Софьи к Чацкому, именно она “со злости” выдумала, что он сумасшедший. В финальной сцене Софья не переживает душевного перелома и не склоняется на сторону Чацкого, ей раскрывает глаза на подлинного Молчалина случайное обстоятельство. Отец, наверное, отправит Софью к тетке в саратовскую глушь, но, несомненно, через некоторое время она вернется и станет женой либо Скалозуба, либо Молчалина, т. е. останется в том мире, с которым и не порывала.

Чацкий для Софьи, как и для ее отца,- “человек опасный”, злой насмешник.

Сопоставляя эти точки зрения, мы приходим к выводу, что обе они слишком “проясняют” образ Софьи и вносят субъективные домыслы, не подтверждающиеся текстом комедии. Между тем, думается, в некоторой неопределенности этого характера, каких много в действительности,- его жизненная и человеческая особенность. Грибоедов оставил этот образ таким не потому, что ему не хватило таланта написать его более ясным.

Софья и задумана как противоречивый образ.

Есть нечто в образе Софьи, что несколько отрывает ее от мира Фамусовых, от княжон Тугоуховских и графини-внучки Хрюминой. Она полюбила не равного себе и тем как бы бросила вызов домостроевским сословным правилам. Обманутая в своих чувствах, Софья не боится суда окружающих.

Она мужественно говорит Чацкому: “Я виню себя кругом”. Молчалину она презрительно приказывает убраться из дома до зари. Если бы не было в Софье задатков самостоятельности, была бы непонятна любовь Чацкого к ней. Может быть, первый толчок в развитии ее самостоятельности дал ей не кто иной, как Чацкий.

Поэтому он и надеялся на взаимопонимание и, находясь в разлуке, полюбил ее со всем пламенем возмужавшего сердца. При новой встрече он как бы все время взывает к ее уму, не веря в ее слепоту. Но увы, Софья духовно не выросла.

Независимый и насмешливый ум Чацкого ее пугает и сближает со станом его противников.

Верно, что Софья – один из первых реалистических образов русской женщины. Но все же борьба за освобождение женщины начинается с пушкинской Татьяны. Софья – еще слишком непоследовательная, компромиссная фигура. Татьяна, хотя и вынуждена считаться с этикетом и моралью светского общества, но вся внутренне цельна в своей неприязни к нему.

Она любит Онегина по-прежнему, хотя свободно читает в его душе и видит его недостатки. Софья же наносит удар Чацкому, даже не сознавая, насколько связано ее стремление любить по велению сердца и жить своим умом с его борьбой за права свободного человека.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Портретная характеристика основных образов комедии “Горе от ума”