Поиски человеком смысла жизни

Художественный мир А. П. Платонова. Вера А. П. Платонова в силу добра, в свет души человеческой не могла не найти своего воплощения на страницах произведений писателя. Герои Платонова — это люди-преобразователи, смело подчиняющие себе природу, устремленные в светлое будущее.

Поиск ответов на вечные вопросы и строительство нового часто сопряжен с мотивом странничества, сиротства. Эти постоянно сомневающиеся и жаждущие истины люди, любимые герои А. П. Платонова, ищут «смысл жизни в сердце». Насыщенность повествования, философичность

и универсальность обобщений отличают произведения А. П. Платонова, свой метод писатель определил так: «Сущностью, сухою струею, прямым путем надо писать.

В этом мой новый путь».

Повесть «Сокровенный человек» . Произведение посвящено событиям, связанным с революцией и Гражданской войной. Главный герой, машинист Фома Пухов, после смерти жены попадает на фронт и участвует в Новороссийском десанте. Он не понимает смысла своего существования, балагурит и провоцирует людей на спор, во всем сомневается, да и само имя героя вызывает ассоциацию с Фомой неверующим.

Его несет по земле в общем людском

потоке по «проселкам революции». На сложные жизненные вопросы герой старается вначале не обращать внимания, но сокровенный внутренний мир берет верх над всем внешним. Широко распространенное в «новой» литературе 20-х гг., «преображения» сознания героя под влиянием революции с Пуховым не происходит.

На фоне скрытого вырождения хороших идей «природный дурак» Пухов остро ощущает несоответствие ожиданий и реальности и испытывает разочарование, а потому некоторые его шутки провоцируют читательскую грусть. Показателен яркий эпизод экзамена, который сдает Фома Пухов: «Что такое религия? — не унимался экзаменатор. — Предрассудок Карла Маркса и народный самогон. — Для чего нужна религия буржуазии? — Для того, чтобы народ не скорбел. — Любите ли вы, товарищ Пухов, пролетариат в целом и согласны ли за него жизнь положить? — Люблю, товарищ комиссар, — ответил Пухов, чтобы выдержать экзамен, — и кровь лить согласен, только чтобы не зря и не дуриком!»

Чувство разочарования в конце 1920-х гг. становится для самого Платонова острым, болезненным. Стихия, которая должна была преобразовать общество, подчинилась официозной обрядности. Радость жизни, рожденная революцией, и тревога за ее будущее отражаются в повести.

Вся композиция повести подчинена решению авторского замысла, отразившегося в самом названии: пройти с героем его дорогу, на которой Пухов пытается уяснить все происходящее вокруг него. В пути и происходит саморазвитие персонажа. «Нечаянное сочувствие к людям, одиноко работавшим против вещества всего мира, прояснялось в заросшей жизнью душе Пухова. Революция — как раз лучшая судьба для людей, верней ничего не придумаешь.

Это было трудно, резко и сразу легко, как нарождение». Причин, по которым герой отправляется в путь, автор открыто не называет, но читатель понимает их самостоятельно. «Сокровенный человек» — это человек, с необычным, сокрытым в глубине души миром, стремящимся к познанию окружающего и не поддающегося навязываемым извне общепринятым представлениям о жизни.

В современной цивилизации, по мнению писателя, потеряно родство человеческих душ, связь между человеком и миром природы. Долгий путь обретения истины в себе, чтобы изменить что-то и вокруг, совершает Фома Пухов. Он намного честнее окружающих его «строителей будущего». «Природный дурак» не стремится воспользоваться возможностью карьерного роста. Герой отправляется в Новороссийск, определяя для себя свое решение внутренней необходимостью: «Горные горизонты увидим; да и честней как-то станет!

А то видал — тифозных эшелонами прут, а мы сидим — пайки получаем!.. Революция-то пройдет, а нам ничего не останется!» Показателен в этом плане другой персонаж повести, воплощающий в себе иную правду времени, — матрос Шариков. Фома не терпит лозунговости, пустой болтовни, Шариков же прекрасно усвоил дух времени, нашел себе «теплое» местечко и на совет Пухова лично «укреплять революцию» делом отвечает настоящим хозяином: «Чудак ты, я ж руководитель Каспийского моря! Кто ж тогда будет заправлять тут всей красной флотилией?»

Знаменательно, что духовный поиск не приводит к внешним изменениям главного героя: в начале повести мы видим его машинистом снегоочистителя, а в конце машинистом нефтяного двигателя. Поезд, в который садится герой, идет в неизвсст — ном направлении. Вспыхнувший было интерес к собственному будущему, быстро сменяется у Пухова смирением. Фоме нужно пройти по дорогам страны самому, увидеть все собственными глазами, прочувствовать своим сердцем.

Новороссийск, освобождение Крыма от Врангеля, поездка в Баку и встреча с матросом Шариковым составляют определенные этапы жизни героя и обретения Пуховым смысла своего существования. Сама дорога, движение становится сюжетообразующим началом, и как только герой останавливается где-то, его жизнь теряет остроту, утрачивается духовный поиск. Зворычный и Шариков, например, в своем застывшем состоянии такого развития не получают.

Попытка героя разобраться, как изменилась жизнь людей под влиянием «исторической бури», приводит персонаж к мысли, что истинная цель, подлинные чувства утрачены. Звучащий на страницах повести мотив смерти тесно связан с мотивом всеобщего сиротства. Тема смерти вводится в повествование не случайно.

Революция не только не смогла воскресить мертвых, но принесла, и автор постоянно обращает на это внимание читателя, новые смерти.

Некая бесчувственность сердца главного персонажа в начале пути сменяется ощущением глубокого единения с миром, что и понимается как смысл жизни. В финале повести происходит прозрение: «Пухов шел с удовольствием, чувствуя, как и давно, родственность всех тел к своему телу. Он постепенно догадывался о самом важном и мучительном.

Он даже остановился, опустив глаза, — нечаянное в душе возвратилось к нему. Отчаянная природа перешла в людей и в смелость революции».

Своеобразие языка. В произведении находит свое отражение авторское представление о нерасторжимости мира внешнего и внутреннего, материального и нематериального. В повести «Сокровенный человек» изображение жизни осуществляется в единстве комического и трагического начала.

Язык платоновского произведения отразил поиски нового языка, под знаком которого прошло начало XX в. Символические образы, которые в ряде произведений писателя повторяются, начинают выполнять лейтмотивную функцию. «Странный» язык повествователя Платонов использует для выражения внутреннего мира героя, который не имеет слов для передачи своих переживаний и умозаключений. В основе языка Платонова лежит книжная речь с обилием отвлеченной лексики, смещением привычных языковых связей, когда последующее слово трудно предсказуемо, свертыванием и развертыванием предложений, намеренным использованием тавтологических повторов и др.

А. П. Платонов создает произведения, в которых изображает не вещи, не предметы, а их смысл, писателя интересует не быт, а бытие, суть вещей. Образ Фомы Пухова, соединяя в себе «высокую трагическую и смеховую культуру», становится одним из целой галереи ищущих и сомневающихся платоновских героев.


Поиски человеком смысла жизни