Поэзия действительности в лирике Пушкина

В сороковые годы девятнадцатого века В. Г. Белинским был написан цикл статей «Сочинения Александра Пушкина», состоящий из одиннадцати статей. Пятая статья посвящена лирике Пушкина.
«Тайна пушкинского стиха была заключена в тайне поэзии» (В. Г. Белинский), поэзии жизни «он созерцал природу и действительность под особенным углом зрения, и этот угол был исключительно поэтический» (В. Г. Белинский). Пушкин пишет о своем призвании в
стихотворении «Муза» (1821 г.):
В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу

мне вручила…
…Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов. —
Взгляд Пушкина полон поэзии:
Среди зеленых волн, лобзающих Тавриду,
На утренней заре я видел Нереиду.
«Нереида» (1820 г.)
Упоение, очарование поэта жизнью подчеркивается использованием им античных образов: муз, нереид, образа Афродиты, Дионеи и других. Многим, в особенности ранним,
стихотворениям Пушкина присущ дух античности.
Пережив духовный «кризис», Пушкин обращается к образам библейской мифологии: вместо поэта — пророк, вместо музы —
посланник бога, шестикрылый Серафим. А стихотворении «Пророк» (1826 г.) Пушкин прослеживает перевоплощение поэта, проникновение его в тайны бытия. Перевоплощаются все чувства и способности
пророка:
Отверзи вещие зеницы,
Как у напутанной орлицы…
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И дальней лозы прозябанье…
Пророк получает мудрое зрение, чуткий слух, вместоязыка -«жало мудрыя змеи», вместо
трепетного сердца — «угль, пылающий огнем». В завершение преображения пророка, бог
вкладывает в него свою «божественную волю». Проникший в тайны бытия, постигший
диалектику жизни, поэт готов к выполнению своей миссии.
Пушкин умел видеть в жизни и мрачные, и светлые стороны:
.. .печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Он умел искать и находить источники оптимизма в реальной жизни:
…Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
«Элегия» (1830 г.)
Источники поэзии Пушкина, его творческого вдохновения — гражданские идеалы, любовь и
дружба, окружающая природа, то есть сама жизнь, во всей ее обыденности и повседневности.
«Как истинный художник, Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. Что для прежних поэтов было низко, то для Пушкина было благородно; что для них была проза, то для него было поэзия». (Белинский)
Пушкин предпочитает осень весне и лету. Стихотворение «Осень» (1833 г.) — это гимн
осени, которая представлена здесь со своей праздничной стороны. Ее «уныние»
превращается в своеобразную красоту:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятны мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В Багрец и золото одетые леса…
Пушкин воспел русскую зиму за ее самобытность, отличие от «южных зим». В стихотворении «Зимнее утро» (1829 г.) зима «облита блеском роскошной поэзии»:
Мороз и солнце; день чудесный!..
…Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Пушкин использует в этом стихотворении образы, казалось бы, совсем не поэтических предметов: печь, лежанку, образ «бурой кобылки», в первоначальном варианте бывшей «черкесским конем», но все они у поэта принимают поэтическое звучание, необыкновенно соответствуют русской действительности. «Поэзия Пушкина удивительно верна русской
действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры: на
этом основании общий голос нарек его русским национальным, народным поэтом» (Белинский).
Но в своих лирических произведениях поэт не столько изображает окружающий мир, сколько выражает свой внутренний. Основное содержание мелких пьес Пушкина составляют любовь и Дружба — чувства, наиболее сильно владевшие поэтом и бывшие непосредственным источником счастья и печали, горя и радости его жизни. «Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность» (Белинский).
Пушкину одному из первых удалось отразить красоту внутреннего мира земного человека, чувства художника, артиста.
Необыкновенной теплотой и искренностью проникнуты дружеские послания Пушкина, в особенности послания, обращенные к товарищам по Лицею. В стихотворении «19 октября» (1825 г.)|
Пушкин обращается к Дельвигу:
…И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
Пущина, Горчакова и Дельвига Пушкин называет «друзьями» своей души».
Любовь — неизменный спутник поэзии Пушкина, так, стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» (1825 г.) — не только! образец любовной лирики, но и своего рода поэтическая биография поэта.
В стихотворении-воспоминании «Я вас любил…» (1829 г.) воплощена идея жертвенности:
Я вас любил; любовь еще быть может,
В моей душе угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Поэт не хочет огорчать и тревожить предмет своей былой любви, не хочет причинять боль
воспоминаниями о прошедшем чувстве. «Он ничего не отрицает, ничего не проклинает, на
все смотрит с любовью и благословением» (Белинский). Поэтому, считает Белинский, «Читая его творения можно превосходным] образом воспитать в себе человека…».
«Поэзия его чужда всего фантастического, мечтательного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью; она не кладет на лицо жизни белил и румян, но показывает ее в ее естественной, истинной красоте; в поэзии Пушкина есть небо, но им всегда проникнута земля» (Белинский).


Поэзия действительности в лирике Пушкина