Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря?
Поэма М. Ю. Лермонтова “Мцыри” относится к романтическим произведениям. Начнем с того, что основная тема поэмы – свобода личности – характерна для произведений романтиков. Кроме того, герою, послушнику Мцыри, свойственны исключительные качества – свободолюбие, гордое одиночество, необыкновенно сильное чувство любви к родине.
Основную часть произведения предваряет небольшая вступительная часть, в которой кратко передана история жизни Мцыри: мальчиком, будучи “сыном гор”, он попал в плен к русским, которые и определили
Вся поэма представляет собой лирическую исповедь (излюбленный прием романтиков) героя, все же вновь возвратившегося в монастырь. Основная мысль этой исповеди заключается в следующем: “На родину следа не проложить уж никогда”. Поэтому Мцыри просит похоронить его в том месте монастырского сада, откуда виден Кавказ.
Намечается в поэме и любовная линия. Когда Мцыри спускается к горному потоку, чтобы утолить жажду, он видит молодую прекрасную грузинку.
Девушка очень скоро исчезает, а Мцыри засыпает и видит ее во сне. Прекрасная грузинка ассоциируется у него с образом родины. Проснувшись, герой продолжает свой путь, ему приходится вступить в бой с барсом.
В этой неравной схватке, за счет силы своего духа, побеждает человек. Описание битвы – также чисто романтический эпизод в поэме:
Я ждал. И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой Протяжный, жалостный, как стон, Раздался вдруг…
Сражаясь с барсом, Мцыри сам становится подобен дикому зверю, в нем открываются неведомые силы: “Как будто сам я был рожден В семействе барсов и волков”. Тело Мцыри изодрано когтями барса, поэтому он понимает, что до родного дома ему уже не добраться и ему суждено погибнуть “во цвете лет, Едва взглянув на божий свет” и “унесть в могилу за собой тоску по родине святой”. Но это только внешняя причина неудачи Мцыри. Внутренняя же – намного глубже.
Проживя всю свою жизнь в монастыре, не зная жизни и воли, герой оказывается неспособен существовать на воле: он сам бессознательно возвращается к стенам монастыря, где вскоре и погибает.
Но, несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. И это – еще один признак романтизма в поэме: вызов природным силам и судьбе, который заканчивается гибелью романтического героя.
Романтизм поэмы выражается и в изображении единства человека и природы. Все действие произведения разворачивается на фоне кавказской природы, пышной и роскошной, которая сама по себе – олицетворение свободы для Мцыри. Более того, автор подчеркивает слияние своего героя с природой: “О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад”, “глазами тучи я следил”, “рукою молнии ловил”.
Цветущий сад, который Мцыри увидел в первое утро своей свободы, дал почувствовать герою необъятность окружающего мира, его гармонию и красоту. Буря, разыгравшаяся в ночь побега послушника, и горный поток близ чудесного сада – все они стали друзьями Мцыри. Лермонтов показывает, что природа дала юноше то, что не могли дать вырастившие его монахи и монастырские стены.
Только на воле Мцыри почувствовал единение со всем миром, только здесь он ощутил себя по-настоящему гордым и свободным.
Хотя на свободе Мцыри пробыл недолго, эти три дня стали самым сильным воспоминанием в его жизни. Перед смертью юноша видит зеленые холмы, темные скалы, пышные луга и покрытые снегом горы его далекой родины. И среди воспоминаний об отце, о его оружии, о рассказах стариков, о песнях своих сестер возникает у Мцыри и картина того, как мальчиком он играл близ горного потока:
В ущелье там бежал поток, Он шумен был, но неглубок; К нему, на золотой песок Играть я в полдень уходил.
Интересно, что о речке здесь говорится как о живом человеке, о друге, с которым хочется общаться и играть. Только природа, в отличие от людей, никогда не обидит, не сделает больно и не станет ограничивать твою свободу. Герои Лермонтова очень часто одиноки в окружающем их мире.
Не является исключением и герой поэмы “Мцыри”, в которой писатель развивает идею мужества и протеста. Судьба Мцыри (в переводе “послушник”) обозначен уже в эпиграфе, взятом из первой Книги Царств: “Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю”. Эпиграф приобретает символический смысл и свидетельствует не столько о жизнелюбии героя, сколько о его трагической обреченности. Романтический герой поэмы тоскует по родному краю:
…я цель одну, Пройти в родимую страну, Имел в душе…
Монастырь становится для него тюрьмой, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими – стены, трусливыми и жалкими – стражи, сам он – рабом и узником. Образ монастыря становится воплощением всего, что сковывает человеческую мысль, что мешает полету духа, лишает права на жизнь и борьбу. Только вне стен монастыря герой чувствует себя свободным, только три дня, проведенные на воле, кажутся ему блаженством. Героя даже не страшит могила, он жаждет лишь одного – бы испытать минуты счастья.
В поэме переиначивается ситуация бегства романтического героя из городской среды в природу. Мцыри бежит не в чуждую, а в родную среду. Однако возвращение его оказывается невозможным и заканчивается трагически. Возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий героя:
И страшно было мне – понять Не мог я долго, что опять Вернулся я к тюрьме моей, Что бесполезно столько дней Я тайный замысел ласкал Терпел, томился и страдал, И все зачем?..
Автор показывает, что, несмотря на стремление Мцыри к воле, он не может жить вне монастырских стен. Существование в монастыре сделало юношу неспособным полноценно жить в мире. Это подчеркивает, например, сцена с грузинкой.
У ручья юноша увидел прекрасную девушку. Молодая кровь закипела в нем. Глазами провожал Мцыри грузинку до самого дома, но та исчезла за дверьми своей сакли.
Для Мцыри – исчезла навсегда. С горечью и тоской герой осознает, что он чужой для людей и люди для него – чужие: “Я был чужой Для них навек, как зверь степной”.
Цель героя – добраться до своей родины – несбыточна. Он слишком слаб для этого, не знает настоящей, реальной жизни. Поэтому он невольно возвращается туда, где может существовать, – к монастырю. Но, несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа.
Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой. Для Лермонтова главным было еще раз доказать, что именно истинного героя, стремящегося к своей цели, не могут сломить никакие жизненные перипетии. Только по-настоящему сильная личность, как Мцыри, способна выдержать удар судьбы – возвращение в монастырские стены.