Персонаж «любого романа»

Ольга Ларина в контексте пушкинского «Онегина»

Тот импровизированный портрет Ольги, который приводит Пушкин во второй главе «Онегина» , кажется характеристикой абсолютно неинтересной девушки — вполне «проходного» персонажа, введенного с чисто «сюжетной» целью: через Ленского и Ольгу нить повествования тянется к действительно неординарному женскому персонажу — к Татьяне. Об Ольге же много сказать как будто и нечего:

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как Утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,

/> Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкой стан,
Все в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно… (VI, 41)

Перед нами расхожий, вполне традиционный облик «русской красавицы», вполне соответствующий сентиментально-романтическому шаблону героини произведений конца XVIII — начала XIX столетия. Н. Л. Бродский в своем комментарии к роману обращает внимание на то, что Пушкин здесь сосредоточивается именно на «наружности» Ольги, которую передает «деталями, слишком общими, лишенными индивидуализации»: «Бедный внутренним содержанием, портрет Ольги не требовал углубленного раскрытия»


Персонаж «любого романа»