Основные факторы российской истории
Основные факторы российской истории
Обычно выделяется два ведущих фактора, определивших особенности исторического пути России.
Природно-климатический фактор. Российское государство возникло и развивалось на Восточно-Европейской (Русской) равнине, природные условия которой весьма неблагоприятны для ведения хозяйства (в первую очередь земледелия). Преобладание неплодородных почв, крайне узкие сроки сельскохозяйственных работ (с начала мая до начала октября), значительная роль чрезвычайных факторов (нестабильность климата,
Геополитический фактор. Крайне низкая плотность населения и наличие огромных пустующих пространств, отсутствие выхода к морям и в результате слабое развитие морской торговли, постоянное расширение территорий и их хозяйственное освоение (колонизация), промежуточное положение между Европой и Азией.
Из первостепенных факторов вытекают дополнительные: мировоззренческий (особый русский менталитет, особый тип православного христианства и пр.), социально-политический (преобладание государства во всех сферах жизни общества) и др.
- Отличия российской истории от европейской Некоторые отличия российской истории от европейской Обозначенные выше особые факторы, влиявшие на развитие российского государства и общества, привели к возникновению нескольких важных отличий российского исторического пути от путей стран Западной Европы. Наиболее существенные из этих отличий сводятся к следующему: отставание от ритмов европейской истории; длительное существование самодержавия и крепостничества, главенствующая роль государства в истории страны […]...
- Урок биологии «Абиотические факторы среды и их влияние на организм» Урок «Абиотические факторы среды и их влияние на организм» 9 класс Цели занятия: Образовательная: Сформировать понятие об экологических факторах, Подразделении их на группы, подробно изучить абиотические факторы и их влияние на организм, изучить законы зависимости организмов от факторов среды. Развивающая: развивать у учащихся системное мышление, умения синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память. […]...
- Каковы основные черты феодального строя? И так, давайте рассмотрим Основные черты феодального строя. При феодальном строе население делилось на два враждебных класса: феодалов-землевладельцев и зависимых крестьян. Земля принадлежала феодалам. Крестьяне пользовались наделами земли, имели свое хозяйство, орудия труда и скот. Феодалы эксплуатировали крестьян, принуждая их к выполнению повинностей. Из-за жестокого феодального гнета и нищеты крестьян техника сельского хозяйства была развита […]...
- Факторы эволюции Опрос 1. Назовите основные факторы эволюции. Основными факторами (силами) эволюции являются наследственная изменчивость, популяционные волны, изоляция и естественный отбор. Вопрос 2. Какой фактор обеспечивает возникновение нового генетического материала в популяции? Фактором, обеспечивающим возникновение принципиально нового генетического материала, является мутационная изменчивость. Мутации происходят с определенной частотой у всех организмов, населяющих нашу планету. Место мутации (ген и […]...
- Факторы среды и их влияние на биоценозы Вопрос 1. Какими местными примерами вы можете подтвердить прямое и косвенное влияние биотических факторов? Воздействие биотических факторов может быть прямым и косвенным. Характерными примерами прямого влияния являются пищевые связи. Так, например, совы впрямую регулируют численность мышевидных грызунов, питаясь ими. Косвенное влияние проявляется при изгнании животных данного вида из нор или других мест обитания, при уничтожении […]...
- Развитие культуры в российской эмиграции в XX в Развитие культуры в российской эмиграции в XX в. В истории России XIX — начала XXI в. выделяется четыре волны российской эмиграции за рубеж (не считая дореволюционной волны середины XIX в. — 1917 г.): первая — связанная с революцией 1917 г. и Гражданской войной (1914 — 1930-х гг.); вторая — связанная с Великой Отечественной войной; третья […]...
- Экологические факторы. Условия среды Вопрос 1. Дайте определение понятия «экологические факторы». Составьте их классификацию, приведите примеры. Экологическими факторами называют любые внешние факторы, оказывающие прямое или опосредованное влияние на численность (обилие) и географическое распространение животных и растений. Совокупность всех действующих на организм факторов подразделяют на три большие группы — абиотические, биотические и антропогенные. Абиотические факторы — это факторы неживой природы, […]...
- Абиотические факторы среды Вопрос 1. Какие приспособления к изменениям температуры окружающей среды существуют у растений и животных? Хорошо выдерживают температурные перепады покоящиеся стадии организмов — цисты, куколки насекомых, семена растений. Споры некоторых бактерий способны переносить колебания температур от -273 до +140 °С. Теплокровные животные — птицы и млекопитающие — поддерживают постоянную температуру тела при помощи высокого уровня обмена […]...
- Критика Российской действительности в пьесе А. М. Горького «На дне» Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы вдруг задумывается над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дает вам. Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо, им предопределена долгая жизнь. Можно сказать, что это — […]...
- Факторы, влияющие на развитие взаимоотношений между людьми Факторы, влияющие на развитие взаимоотношений между людьми, — вот проблема, над которой размышляет Е. Сикирич. Автор считает, что » для взаимоотношений нужны двое». Это могут быть товарищи или друзья, влюбленные или супруги. Если этих людей связывают дом, дача, деньги, то с первыми же проблемами в этой среде будут поставлены под угрозу и их отношения, и […]...
- Мастерство писателя в изображении истории. (Тема истории в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.) Историческая тематика интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Два великих русских поэта и писателя обращались к прошлому своей страны, своей Родины неоднократно. Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра I. Связанные с его именем героические страницы […]...
- Конспект урока по истории «Европа в начале нового времени» 7 класс Урок — игра в 7-ом классе «Умники и умницы». Тема : Европа в начале нового времени. Цели: 1. Обобщить, закрепить изученный материал, термины и понятия. 2. Проверить усвоение учащимися материала по теме «Европа в начале нового времени». 3. Способствовать развитию интереса учащихся к предмету. 4. Способствовать воспитанию культуры поведения, общения учащихся. Ход урока. І. Отборочный […]...
- Сочинение 8 февраля День российской науки Сочинение Почему для России важно развитие науки (4 класс) Все люди в нашей стране проходят обучение. Каждый ребенок ходит в садик, а потом в школу. Все знания, полученные в школе, люди применяют для развития науки. Это очень важно так, как наука помогает облегчить труд. Сейчас наступил компьютерный век. Все программы автоматизированы. Происходит это благодаря развитию […]...
- Структура высшего профессионального образования в Российской Федерации Структура высшего профессионального образования в Российской Федерации установлена Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и представляет совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных образовательных программ высшего образования, характеризующих его следующие уровни: Первый уровень — является неполным высшим образованием, которое осуществляется высшим учебным заведением по части основной профессиональной образовательной программы в объеме не […]...
- ТЕСТОВАЯ РАБОТА 5 КЛАСС ПО ИСТОРИИ «ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ» ТЕСТОВАЯ РАБОТА 5 КЛАСС ПО ТЕМЕ «ЗАПАДНАЯ АЗИЯ В ДРЕВНОСТИ. «1. Какую страну называют страной «двух рек»? А. Двуречье. Б. Египет. В. Вавилон. 2. Из какого материала строили дома в Древнем Двуречье? А. Камень Б. Дерево В. Глиняные кирпичи. 3. Как называлось особое письмо в Древнем Двуречье? А. Алфавит. Б. Клинопись. В. Азбука. 4. Царем […]...
- Биотические факторы среды Вопрос 1. Назовите известные вам типы взаимоотношений организмов в природе. Существует несколько различных типов взаимоотношений живых организмов в природе. Основными среди них являются: хищничество; паразитизм; конкуренция; симбиоз. Вопрос 2. Приведите примеры симбиоза и отметьте положительные стороны такого типа взаимодействия для обоих партнеров. Термин симбиоз образован от греческого слова symbiosis — «совместная жизнь». Под симбиозом обычно […]...
- Основные единицы синтаксиса — Основные понятия синтаксиса, Синтаксис Глаза читателя более строгие судьи, чем уши слушателя. Вольтер Основные единицы синтаксиса Основные единицы синтаксиса Синтаксис как область грамматического строя языка объединяет в своих границах такие единицы, которые или непосредственно формируют сообщение, или служат компонентами формирующей его конструкции. Такими синтаксическими единицами являются словосочетание, простое предложение и сложное предложение. В сферу синтаксиса входят также единицы сообщения, […]...
- Экономическое развитие Древнерусского государства Экономическое развитие. Экономическое развитие Древнерусского государства характеризовалось: ростом пашенного земледелия и переходом к трехпольной системе земледелия; бурным развитием городов и связанных с ними ремесел (в IX-XIвв. ремесло отделяется от сельского хозяйства), торговли (переход от меновой торговли к денежной — в Х-ХІ вв. на Руси начали чеканить свою монету, русские купцы получали множество льгот за рубежом) […]...
- Рецензия на статью А. Н. Долгих «Ссылка крестьян на поселение в Сибирь по воле помещиков в законодательстве Российской империи» 1) Актуальность темы исследования. Изучение истории правительственной политики России по отношению к самому многочисленному классу населения дореволюционного времени — крестьянству — на протяжении многих десятилетий остается важнейшей задачей исторической науки. В настоящей работе крестьянский вопрос рассматривается именно как вопрос об отмене крепостного права или об изменениях в нем, прежде всего, применительно к владельческому (или крепостному) […]...
- Конспект урока по истории «Повторно-обобщающий урок по всемирной истории» 9 класс Предмет: Всемирная история Класс:9 Дата:29.10.2014 Цель урока: Систематизировать пройденный материал Задачи урока: Способствовать закреплению знаний учащихся по разделу Продолжить формирование учебно-логических умений: обобщать, анализировать, сравнивать, доказывать, оценивать (исторические личности, события, явления общественной жизни). Способствовать воспитанию уважения учащихся к историческому прошлому человечества. МО: разноуровневые задания Ход урока Этап. Актуализация прежних знаний. Микроцель: Создать психологический и эмоциональный […]...
- Сочинение я гражданин российской федерации 1)Я — Гражданин Российской Федерации. Как гордо это звучит. Но все ли имеют право носить это звание? На мой взгляд, каждый должен оправдать и подтвердить свое право именоваться Гражданин. Я — Гражданин РФ, должен помогать своим близким и тем людям, которые меня окружают. Я — Гражданин РФ, должен любить и уважать свою Родину, защищать ее, […]...
- КРИТИКА РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ» Хорошо, когда прочитанная книга или те- атральная постановка оставляет след в душе. И если он, этот след, яркий, мы задумывает- ся над тем, какое значение имеет для нас это произведение, что оно дает нам. Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и теперь они читаются и идут в театрах. Видимо, им предопределена долгая […]...
- Каковы основные положения эстетической программы футуристов? Какие художественные системы существовали в русской литературе начала XX века? Существовали две художественные системы — реализм и модернизм, в которых были свои стилевые течения. Какие течения модернизма существовали в русской поэзии начала XX века? В модернистской поэзии начала XX века наиболее яркими были символизм, акмеизм и футуризм. Какие слова и образы были ключевыми в творчестве […]...
- Основные образы в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — историческое произведение, в котором мы видим важные события того времени глазами их современника, Петра Гринева. Судя по названию и форме повести (дневниковые записи), можно предположить, что основная сюжетная линия — события, происходящие с автором «записок», его переживания и любовные отношения. На самом деле, это не так. Пушкин сумел […]...
- Конспект урока-викторины по истории средних веков для учащихся 6 класса Автор: Туктен Геннадий Борисович, учитель истории и обществознания МОУ Высоковская средняя общеобразовательная школа № 4, г. Высоковск Описание материала: предлагаю вам конспект урока-викторины по истории средних веков. Данный материал будет полезен для учителей работающих в 6 классах, кроме того этот материал можно провести как самостоятельное внеклассное мероприятие, например в рамках предметной недели истории. Цель викторины: […]...
- Основные темы рубаи Омара Хайяма Омар Хайям — выдающаяся личность средневекового Востока, один из известнейших ученых в свое время, философ, математик, астроном, полиглот и поэт. Всю мировую славу принесли ему небольшие четверостишия — рубаи. Они поражают философской глубиной и лаконичностью форм, смелостью мыслей и любовью к жизни. Четверостишия, соединенные в один сборник «Рубайят», разнообразны по своей тематике. Здесь есть и […]...
- Информация о приеме учащихся в профессиональные учебные заведения Российской Федерации 1. В профессиональные учебные заведения (ПУЗ) принимаются граждане Российской Федерации, проживающие па территории, имеющие образование в объеме основной и средней школы: на дневное обучение в возрасте до 30 лет, на вечернее обучение и в отдельные группы по переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров — без ограничения возраста. В отдельные группы могут приниматься лица, не имеющие […]...
- Личность Петра Первого в истории и в романе А. Н. Толстого Яркая, колоритная фигура Петра Великого и его эпоха волновали и волнуют воображение художников многих поколений, от Ломоносова до наших дней. Одним из значительных произведений на эту тему является роман Алексея Толстого, содержание которого составляют становление личности Петра и исторический процесс петровского времени. Начало книги рисует допетровскую Русь. Какая она была тогда? Нищая, темная, разоренная бунтами, […]...
- ПАНОРАМА РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В РОМАНЕ «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Изучая с ранних детских лет творчество Александра Сергеевича ПушкинА, гениально- го русского поэта, мы все же знаем его по- верхностно и, перечитывая произведения ве- ликого поэта, открываем все новые и новые грани его творчества. Это мое глубокое убеждение, в котором я только утвердился, когда перечитал роман в стихах «Евгений Онегин». Широта охвата действительности, много- плановость, […]...
- Мотивационные факторы поведения Маруси Кайдашихи из повести И. Нечуя-Левицкого «Кайдашева семья» Характер Кайдашихи формировался в условиях крепостнической действительности. Подчеркивая деформацию личности героини, писатель делает замечание: «Она была уже не молодая, но и не старая, высокая, ровная, с продолговатым лицом, с серыми глазами, с тонкими губами и бледным лицом. Маруся Кайдашиха в молодости долго служила при дворе, у господина, куда ее взяли девушкой. Она умела очень хорошо […]...
- Трагические страницы истории в творчестве А. И. Солженицына Как лихо может измениться жизнь человека за несколько лет. Так уж случилось, что и в России в XX веке произошло множество событий, которые очень серьезно меняли ход ее истории. Александр Исаевич Солженицын пережил вместе с Россией и ее народом все тяготы как военной, так и послевоенной жизни. Солженицын писал о том, что видел сам. Солженицын […]...
- Вырождение российской деревни Почему происходит вырождение российской деревни — вот проблема, которая волнует В. Распутина. Известный писатель с особым чувством теплоты рассказывает, как жили деревенские люди во время войны, как помогали друг другу в трудную минуту. Сравнивая то время с новым, с озабоченностью В. Распутин подмечает, как много изменилось в жизни родного села. И главное, что теперь каждый […]...
- О судьбе российской деревни Вот еще одна работа Александра Мельникова… Снова оговорюсь, что она далека от совершенства… Но довольно интересна. Читайте ее, исправляйте ошибки, предлагайте свои варианты аргументов. В тексте В. Пескова, предложенном для анализа, речь идет о судьбе деревни, о необходимости возрождения ее в нашей стране. Рассуждая об этом, автор поднимает очень важную проблему: почему исчезает русская деревня? […]...
- Основные мотивы в лирике А. А. Фета Что такое мотив? Мотив — это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений. В творчестве любых писателей и поэтов можно встретить ряд предметов, понятий или явлений, которые встречаются в их произведениях. Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта (писателя) и его любви. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А. А. Фета, […]...
- Сочинение: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ РУССКОГО ТЕАТРА В Москве издавна любили музыкальные представления. Поэтому задолго до открытия императорского Большого театра богатые дворяне создавали у себя в имениях домашние театры, где играли свои же крепостные актеры. Представления могли начаться засветло и длились дотемна, пока хозяин и его гости досыта не насмотрятся на игру талантливых крепостных. А если кто-нибудь сгоряча очень хвалил какой-то эпизод, […]...
- Что дает человеку изучение истории своей страны? История — наука, изучающая прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Это наука, открывающая человеку сокровенные глубины бытия, исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников. Для меня история — это в некотором смысле священная книга народов, книга откровений и правил. Гражданин должен читать историю. Ведь история утешает при бедах в государстве, свидетельствуя, […]...
- Конспект урока по истории «Реформы Петра I в экономике» 7 класс Урок истории в 7 классе Автор: Миненкова Е. Н., учитель истории и обществознания МАОУ СОШ №113 г. Челябинска Тема: «Реформы Петра I в экономике». Тип урока: Классический с применением лабораторного метода. Цели: Охарактеризовать экономическое состояние России на рубеже XVII — XVIII вв. Рассказать об основных направлениях экономической политики Петра I. Выяснить сущность экономических преобразований Петра […]...
- Школа чистого искусства в российской поэзии В Русской литературе XIX-го века все больше получала популярность концепция «чистого искусства» или «искусства ради искусства». Признаки стремления к этой концепции можно найти в литературе разных стран. Еще древние понимали, что формальная красота — абсолютно бессмысленна, с точки зрения утилитарного подхода, но она очень высоко цениться, потому что предназначена для души. В эстетике XIX — […]...
- СУДЬБА РОССИЙСКОЙ ДЕРЕВНИ 1920-1930-Х ГОДОВ В РОМАНЕ М. АЛЕКСЕЕВА «ДРАЧУНЫ» В автобиографическом романе М. Алексее- ва «Драчуны», написанном в 1981 году, дейст- вие происходит в конце 20-х — начале 30-х го- дов в селе Монастырском. Сложнейшее время в жизни российской деревни — период кол- лективизации — автор показывает через вос- приятие ребенка Миханьки Хохлова. Поэтому деревенский мир раскрывается перед нами детскими глазами. Именно это придает […]...
- Причины объединения Руси, Основные направления процесса объединения Руси Процесс создания единого русского государства (конец XIII — начало XVI в.) Причины объединения Руси. В отличие от стран Западной Европы, ведущим фактором преодоления феодальной раздробленности в России был не внутренний, а внешний — борьба за независимость от Орды и необходимость защиты рубежей от других врагов, важнейшим из которых становится Великое княжество Литовское. Внутренние, социально-экономические причины […]...