ОБРАЗ ВЛАДИМИРА ДУБРОВСКОГО В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ» (вариант 2)
По замыслу, повесть должна была пере-
нести исторический сюжет (псковский бунт
крестьян помещика Дубровского в 1773 году)
в современность. Но задуманный ПушкинЫм
характер Дубровского «воспротивился» реа-
листической трактовке: черты благородного
романтического разбойника противоречили
картинам крепостных нравов и быта.
В первое наше знакомство с Владимиром
Дубровским он — корнет гвардии, живущий
на немалое жалованье отца. Ничем не отли-
чавшийся от своих друзей, будучи в расцве-
те молодости, Владимир
кошные прихоти, играл в карты и входил
в долги, не заботясь о будущем и предвидя
себе рано или поздно богатую невесту, мечту
бедной молодости». Такая характеристика
автором своего героя наводит на мысль, что
в дальнейшем из Владимира наверняка по-
лучится гуляка, эгоист, праздно проводящий
время и не знающий настоящую цену день-
гам. Однако совсем скоро мы убеждаемся,
что беспечное поведение молодого Дубров-
ского объясняется всего лишь молодостью.
Болезнь отца так тронула молодого человека,
что он, ни минуты не раздумывая, решает ос-
тавить
в имение.
По дороге в Кистеневку (так называлась
деревня Дубровских) от встречавшего его
старого кучера Антона Владимир узнает о
тяжбе, которую затеял относительно родово-
го имения Дубровских Кирила Петрович
Троекуров, однако его в этот момент волнует
только одно — здоровье отца. По тому, как
действует на Владимира приближение к род-
ным местам, как «сердце в нем забилось» при
виде «бедного дома своего отца», как, ступив
во двор, «он смотрел вокруг себя с волнени-
ем неописанным», как трепет и боль в нем
вызвали «березки, которые при нем только
что были посажены около забора», и «двор,
некогда украшенный тремя правильными
цветниками», сомнения не остается — перед
нами благородный человек нежной души и
доброго сердца. Умиление и жалость вызва-
ла у Владимира добрая его няня Егоровна,
которую при встрече юноша обнял с нескры-
ваемой любовью.
Честь для Владимира не просто слова. Он
не стал, подобно многим помещикам, прекло-
няться перед властным Кирилой Петрови-
чем, не стал просить за отца. Воспитанный в
духе офицерской чести, Владимир стал искать
отмщения. Он стал разбойником, но благород-
ным. Иначе стал бы он отдавать слуге день-
ги и письмо, предназначенные для офицера,
стал бы он грабить только богатых? Конечно,
можно утверждать, что разбой и честь несо-
вместимы, что если и надо было мстить,
то только Троекурову, но именно этим Пуш-
кин давал понять, что вина лежит не на од-
ном человеке, а виноват общественный уклад
России. ПушкинСкий герой не знал, как про-
тестовать, потому и выбрал разбой. В конце
повести он осознает, что выбрал неправиль-
ный путь, потому и советует своим сообщни-
кам переменить образ жизни: «Вы разбогатели
под моим начальством, каждый из вас имеет
вид, с которым безопасно может пробраться
в какую-нибудь отдаленную губернию и там
провести остальную жизнь в честных трудах
и в изобилии. Но вы все мошенники и, вероят-
но, не захотите оставить ваше ремесло».
Герой ПушкинА — человек умный и все-
сторонне образованный. Ему не стоило труда
выдавать себя за француза, учителя мало-
летнего сына Троекурова. Кроме того, Сашу
он учил грамматике и географии, а с Машей
занимался пением и танцами.
Смелости молодого Дубровского завидо-
вали многие. Что значило только не испу-
гаться разъяренного медведя, а заодно и его
хозяина, Кирилу Петровича, и застрелить
этого медведя. Никто из гостей Троекурова
и помыслить не мог об этом. Попасть в не-
милость к Покровскому барину — что могло
быть страшнее! А Дубровский не испугался.
Более того, этим своим поступком заставил
властного барина уважать себя еще больше.
Искренним, благородным, нежным и роб-
ким предстает Дубровский на страницах, по-
священных встречам его с Машей Троекуро-
вой. Любовь к девушке так велика, что Вла-
димир отказывается даже от мщения ее
отцу, своему заклятому врагу. Иными слова-
ми, любовь подводит его к христианской за-
поведи: не отвечать на зло злом, прощать
врага своего.
Герой ПушкинА добр и благороден, пото-
му и крестьяне согласны были следовать с
ним повсюду: народ трудно обмануть. И все
то же благородство не позволило Дубровско-
му принять такую жертву. Хорошо понимая
обреченность свою и тех, кто останется с
ним, Владимир приказывает крестьянам ра-
зойтись и смириться.
В образе Владимира Дубровского Пуш-
кин показал, что сумасбродство погрязших
в разврате, всевластных помещиков не бес-
предельно; там, где оно сталкивается с обо-
стренным чувством собственного достоинст-
ва, жаждой справедливости, благородством,
смелостью и отвагой, получает достойный
отпор. Человек чести, молодой Дубровский
сознательно становится на путь разбоя, так
как понимает, что другим путем он не смо-
жет отомстить за поруганную честь отца.
Поддержка Дубровского крепостными кресть-
янами подтверждает моральное право на та-
кой способ мести. И все же автор, скорее,
объясняет мотивы его поведения, а не оправ-
дывает своего героя. Месть его не достигла
своей первоначальной цели: не став мстить
Троекурову по личным мотивам, он, однако,
причинил много вреда не причастным к тра-
гедии отца людям.