НАРОД В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ» (вариант 1)

Наряду с персонажами из дворянского
общества, в повести «Дубровский» А. С. Пуш-
кин показал ряд героев из притесняемого
дворянами сословия — крестьян. Это не слу-
чайно. Тема обездоленности, угнетенности
крестьян, участвовавших в Отечественной
войне 1812 года и одержавших в ней победу,
волновала поэта еще в начале его творчества
(стихотворение «Деревня»). То, что крестья-
не после окончания войны не получили ника-
кого облегчения, а скорее наоборот — их
жизнь стала еще несносней, — вызывало
у

автора недоумение, возмущение и негодо-
вание.
Между тем из эпизодов с крестьянами
мы отчетливо улавливаем авторскую любовь
к ним, восторженное отношение к их само-
бытности, их мудрости, преданности, вернос-
ти, духовному богатству.
Конечно, образы крестьян в повести не
обрисованы так полно и всесторонне, как, на-
пример, образ Троекурова, однако и из тех
немногих страниц, которые Пушкин посвя-
тил крестьянам, нам кажется, что с этими
людьми мы уже знакомы. Все дело в том, что
не рисуя портреты крестьян подробно, автор
сумел подчеркнуть у каждого из них самое
главное,
отличительное.
Кроме того, портреты некоторых персо-
нажей повести легко дорисовывает наше во-
ображение. Это можно сказать про няню Вла-
димира Дубровского — Егоровну. Эта женщи-
на кажется нам до боли знакомой потому, что
она очень похожа на другую простую рус-
скую женщину — Арину Родионовну, няню
самого поэта. Читая письмо, которое написа-
ла Егоровна молодому Дубровскому в Петер-
бург, отчетливо улавливаешь простодушие
и доброту этой женщины. Никогда не учив-
шаяся никаким наукам, однако владеющая
в совершенстве русским разговорным язы-
ком, Егоровна видится нам хоть и наивной,
но очень смышленой и далеко неглупой жен-
щиной. Своим женским и материнским чуть-
ем она быстро уловила, как надо действовать
в сложившейся ситуации. И оказалась права:
еще несколько дней — и отец не увидел бы
так любимого им сына, а сын не застал бы
в живых отца. Поражает в этой простой жен-
щине и преданность, с какой она служит сво-
им хозяевам. Вверенного когда-то ей на вос-
питание ребенка Егоровна воспринимает как
своего, заботится о нем так, как и о своем.
Когда с барином случилась беда, верная се-
мье Дубровских Егоровна ухаживала за сво-
им хозяином не из какого, либо корыстного
расчета, а по доброте своей и из благодарно-
сти: барин относился к ней с уважением и
по-хорошему.
Но так относился Андрей Гаврилович, по-
видимому, не только к няне своего сына,
ко всем своим крестьянам он тоже относился
по-человечески, видел в них людей, а не
быдло, как это делал Троекуров. Только этим
можно объяснить любовь и доброе отноше-
ние крестьян к своему барину. Обиду, кото-
рую нанес Троекуров Андрею Гавриловичу,
крестьяне Дубровского воспринимают как
свою личную. Смерть хозяина наполняет ки-
стеневских крестьян болью и горечью: «Бабы
громко выли; мужики изредка утирали сле-
зы кулаком». Хорошо понимая, кто свел их
барина в могилу, осознавая несправедливость,
которую учинил Троекуров, видя, на чьей
стороне чиновники, исполняющие волю дес-
пота и себялюбца, крестьяне Кистеневки го-
рят желанием мстить. Именно поэтому к гос-
подскому дому ночью, с топором в руках,
пришел кузнец Архип. Рука у Архипа не
дрогнула, когда он закрывал на ключ дверь,
за которой находились ненавистные чиновни-
ки. Но зато с какой жалостью наблюдает куз-
нец за кошкой, в смятении бегающей по кры-
ше горящего дома, с каким гневом и осуж-
дением говорит он детям: «Чему смеетеся,
бесенята… Бога вы не боитесь: божия тварь по-
гибает, а вы сдуру радуетесь». И ни минуты
более не раздумывая, кузнец кинулся спасать
бедное животное. Этим эпизодом автор хотел
показать, что несправедливость и бесчеловеч-
ное отношение большинства представителей
господствующего класса к простым крестья-
нам привели к тому, что в глазах крестьян эти
угнетатели казались не «божьими тварями», а,
скорее, порождением дьявола.
Зная, каково живется крестьянам Трое-
курова, кистеневские крестьяне готовы ско-
рее умереть, чем попасть под его ярмо. По-
этому и пошли они все в лес вместе с Влади-
миром Дубровским, уловив в молодом хозяи-
не присущие ему благородство, смелость и
справедливость.
Но и тут Пушкин остается верен своим
взглядам — улучшить жизнь крестьян пра-
вильнее всего не вооруженными восстания-
ми, а мирным путем — реформами. Эти его
взгляды воплощены в заключительных сло-
вах молодого Дубровского: «Вы разбогатели
под моим начальством, каждый из вас имеет
вид, с которым безопасно может пробраться
в какую-нибудь отдаленную губернию и там
провести остальную жизнь в честных трудах
и в изобилии. Но вы все мошенники и, веро-
ятно, не захотите оставить ваше ремесло».


НАРОД В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ» (вариант 1)