Образ Пугачева и художественные средства его создания в повести «Капитанская дочка»

Ни для кого не секрет, что А. С. Пушкин интересовался историей России, прошлым своей родины на протяжении всего творчества. Даже в его лирике мы можем неоднократно отметить упоминание различных исторических эпох, от античных времен до современного ему XIX в. Особенно его внимание привлекала тема русского бунта, «бессмысленного и беспощадного».

В повести «Капитанская дочка» он, соединяя художественное и историческое начало, раскрывает одну из своих любимых тем о России — тему пугачевщины. Пугачев представлен в этом произведении

воплощением мечты о добром царе, народных переживаний, носителем национальных традиций. Образ Пугачева создан автором именно таким, каким хотели видеть его те, кто за ним пошел. Но Пушкин далеко не объективен в этом изображении действительного облика бунтовщика как кровожадного, трусливого, подлого и корыстного человека.

В художественной реальности прослеживается двойственность его натуры.

Первое появление заговорщика в романе описывается следующим образом: Гринев видит его через метель, не понимая, кто же это — «волк или человек». В дальнейшем развитии сюжета произведения Пугачев действительно

для кого-то окажется волком, для кого-то человеком. По его распоряжению вешают коменданта Белогорской крепости Ивана Кузмича, его помощника Ивана Игнатьича, всех людей, не пожелавших признать в самозванце своего государя. Но в то же время Пугачев способствует встрече двух разлученных сердец — Маши Мироновой и Петра Гринева.

Двойственность натуры этого странного человека прослеживается и через восприятие его другими героями, во сне Петруши, например: с одной стороны, Пугачев предстает в образе его отца, с другой — убийцей.

Достаточно красочно и четко даны портретные описания Пугачева в повести. Когда бунтовщик появляется перед читателем в образе бедного беглеца, автор характеризует его внешность довольно нейтрально, отмечая, правда, его бегающие глаза. Совсем по-другому показан он, когда речь идет не об обычно мужике, а о самозванце, — красный казацкий кафтан, соболья шапка, сверкающие глаза, правильные и приятные черты лица. Как можно заметить, немаловажную роль играет в создании его портрета описание глаз.

Пушкин постоянно заострял на этой детали внимание: «живые большие глаза так и бегали», «сверкающие глаза», «сверкнув огненными глазами», «взглянул ястребиными своими глазами». Очевидно, для автора было важным отразить в них многоликость, неоднозначность русского народа.

Характеристики Пугачева дают различные персонажи. Для кого-то он злодей, вор и самозванец, мошенник и «собачий сын», а для кого-то Емеля. Сам же герой, с немалой долей хвастовства, говорит о себе так: «Я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья» и даже сомневается в способности прусского короля потягаться с ним в воинских навыках.

Еще одной важной чертой является речь Пугачева, вобравшая все своеобразие народного языка, «песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе». Речь его пестрит большим количеством пословиц и различных присказок: «Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов», «в огород летал, конопли клевал, швырнула бабушка камушком — да мимо».

Пушкин применяет в романе оригинальный способ для описания мировоззрения своего героя — это сказка, которую Пугачев рассказывает Гриневу. Самозванцу по душе оказывается судьба орла, с которым он, бесспорно, себя ассоциирует. Для него прожить короткую жизнь, питаясь кровью, — значит прожить вольно, почувствовать «вкус свободы», которой он так дорожит. А жит по правилу ворона — значит терпеть кабалу и унижения, чего он не приемлет.

Но Гринев понимает смысл калмыцкой сказки иначе: оценивая действия и поступки Пугачева, он соотносит его с вороном. Гринев замечает: «Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину». Различие в понимании главной идеи сказки свидетельствует о том, что обычный «мужичок» и дворянский сын никогда не поймут жизнь одинаково.

Несмотря на то, что самозванец сумел поставить себя таким образом, что некоторые действительно видят в нем царское происхождение, в повести присутствуют и комические моменты, разоблачающие его сущность. Так, когда Савельич подходит к Пугачеву и подает ему лист бумаги, самозванец, пытаясь скрыть свою неграмотность, говорит ему: «Что так мудрено пишешь? Наши светлые очи не могут тут ничего разобрать.

Где мой обер-секретарь?».

Таким образом, мы замечаем, что в повести «Капитанская дочка» Пушкин использует самые различные художественные средства создания образа персонажа, от типичных до оригинальных. Герой получается обычным «мужичком» и царем-самозванцем, своенравным бунтовщиком и гуманным, рассудительным человеком. Но во всех случаях его изображение является ярким, выразительным и правдоподобным.

Из этого мы понимаем, что Пушкин стремился не к тому, чтобы показать собственные симпатии или антипатии, а все-таки больше к исторической реальности, а также к выражению своей точки зрения через изображение наиболее интересующей его эпохи.


Образ Пугачева и художественные средства его создания в повести «Капитанская дочка»