ОБРАЗ ПЕТРА ГРИНЕВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”

Первоначально Пушкин, хотел написать
роман, посвященный только пугачевскому
движению, но цензура вряд ли пропустила
бы его. Поэтому основной сюжетной линией
повести становится служба молодого дворя-
нина на благо отечества и любовь его к доче-
ри капитана Белогородской крепости. Парал-
лельно дается другая, так интересовавшая
автора тема пугачевщины. Второй теме,
несомненно, Пушкин отводит значительно
меньше страниц, однако достаточно, чтобы
раскрыть суть крестьянского бунта и позна-
комить читателя

с предводителем крестьян
Емельяном Пугачевым. Чтобы его образ был
более достоверным, автору нужен был герой,
лично знавший Пугачева и впоследствии вы-
сказавшийся бы относительно виденного. Та-
ким героем стал Петр Гринев, дворянин, че-
стный, благородный молодой человек. Нужен
был дворянин, и именно благородный, с той
целью, чтобы рассказанное им выглядело
правдоподобно и ему поверили.
Детство Петруши Гринева ничем особен-
ным не отличалось от детства других детей
поместных дворян. Устами самого героя
Пушкин с иронией говорит об обычаях ста-
ринного поместного дворянства:
“Матушка
еще была мною брюхата, как уже я был за-
писан в Семеновский полк сержантом… Если
паче всякого чаяния матушка родила дочь,
то батюшка объявил бы куда следовало о
смерти неявившегося сержанта, и дело тем
бы и кончилось”. Иронизирует автор и над
учебой Петра Гринева: в пять лет к мальчи-
ку был приставлен в качестве дядьки Саве-
льич – дворовый человек, которому такое
доверие было оказано “за трезвое поведе-
ние”. Благодаря Савельичу Петруша к две-
надцати годам освоил грамоту и “мог очень
здраво судить о свойствах борзого кобеля”.
Следующей ступенью в обучении стал выпи-
санный из Москвы “вместе с годовалым за-
пасом вина и прованского масла” француз
мосье Бопре, который должен был учить
мальчика “всем наукам”. Однако из-за того,
что француз сильно увлекался вином и пре-
красным полом, Петруша оказался предо-
ставлен самому себе. По достижении сыном
семнадцати лет отец, исполненный чувства
долга, отправляет Петра послужить на благо
родины.
Описания самостоятельной жизни Петра
Гринева уже лишены иронии. Из предостав-
ленного самому себе и простому русскому
крестьянину Савельичу молодого человека
получился благородный дворянин. Проиграв-
шись по неопытности в карты, Петр ни за
что не поддался уговорам Савельича упасть
в ноги победителю с просьбой простить долг.
Им руководит честь: проигрался – отдай.
Юноша понимает, что должен отвечать за
свои поступки.
Встреча с “вожатым” выявляет в Петре
Гриневе такое чисто русское качество, как
щедрость. Оказавшись во время пурги в сте-
пи, Гринев с Савельичем случайно наткнулись
на человека, знавшего дорогу. Потом, уже на
постоялом дворе, Петру Гриневу очень захо-
телось отблагодарить этого незнакомого чело-
века. И он предложил ему свой заячий тулуп,
который, по словам Савельича, стоил немалых
денег. На первый взгляд поступок Гринева –
проявление юношеской беспечности, но на са-
мом деле это проявление благородства души,
сострадания к человеку.
Прибыв на службу в Белогородскую кре-
пость, Петр Гринев влюбился в дочь капита-
на крепости Машу Миронову. Благородство
и честь не позволяют ему пропустить мимо
ушей клевету, обращенную на его возлюблен-
ную со стороны другого дворянина, Алексея
Швабрина. Результат этого – дуэль, которая
могла стоить Петру Гриневу жизни.
Автор не зря вводит в повесть умного, на-
читанного и вместе с тем подлого и бесчест-
ного Швабрина, причем тоже дворянина.
Сравнивая двух молодых офицеров, Пушкин
утверждает, что высокая нравственность –
не удел людей отдельного сословия, и тем бо-
лее она никак не связана с образованностью:
подлецами могут быть дворяне, а благородст-
во может быть отличительной чертой просто-
го человека, Пугачева например.
Не заставила пушкинского героя изме-
нить идеалам морали и возможность казни.
Он не переходит в лагерь противника, чтобы
сохранить жизнь, слишком хорошо усвоил он
слова, сказанные в напутствие отцом: “Бере-
ги платье снову, а честь смолоду”. Честен
Гринев и в разговоре с Пугачевым: “Я при-
родный дворянин; я присягал государыне им-
ператрице: тебе служить не могу”. Более то-
го, на вопрос Пугачева, может ли Гринев
дать обещание не идти против него, если
прикажут, юноша с той же искренностью
и прямотой ответил: “Как могу тебе в этом
обещаться… Сам знаешь, не моя воля: велят
идти против тебя – пойду, делать нечего.
Ты теперь сам начальник; сам требуешь по-
виновения от своих. На что это будет похо-
же, если я от службы откажусь, когда служ-
ба моя понадобится?”.
Искренность Гринева поразила Пугачева.
Проникшись уважением к молодому челове-
ку, он отпускает его. Разговор Пугачева с
Гриневым очень важен. С одной стороны, он
показывает благородство дворянина, с дру-
гой – такое же качество его противника:
оценить другого человека по достоинству мо-
жет только равный.
Все то же благородство, а также любовь
и нежная привязанность не позволяют Гри-
неву назвать на суде имя Маши Мироновой,
а ведь это могло многое объяснить в истории
с Пугачевым, избавить от заключения.
События в повести излагаются от лица
Гринева, который спустя много лет рассказы-
вает о двух годах из своей жизни, о встрече
с Пугачевым. Повествователь стремится рас-
сказать все без преувеличений, объективно.
Пугачев в его глазах не выглядит сущим зве-
рем. И мы верим ему, мы не можем не верить:
слишком хорошо знаем мы этого человека –
благородного, честного, справедливого. И мы
задумываемся: кто же на самом деле этот Пу-
гачев и что же это такое – пугачевщина?


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ОБРАЗ ПЕТРА ГРИНЕВА В ПОВЕСТИ А. С. ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”