Двойственность натуры Пугачева, жестокость и великодушие по повести Капитанская дочка (Пушкин А. С.)

Система “двойников” является одной из основных форм психологизма (то есть изображения внутреннего мира героев) в литературе. Психологизм является неизменным атрибутом реалистического произведения. А. С. Пушкин в зрелые годы работает именно в этом литературном методе.

Наиболее характерным, отражающим особенности позднего периода творчества Пушкина становится роман “Капитанская дочка”, над созданием которого автор трудился в 1833-1835 годы.

Принцип двойничества в романе раскрывается посредством героев-двойников: “дворянской”

императрицы Екатерины II и “народного царя” Емельяна Пугачева.

Зеркальная композиция произведения выводит на поверхность сходство этих персонажей.

Действительно, композиция романа построена исключительно симметрично. В главе “Сирота” описано, как Пугачев по просьбе Гринева своей “царской” волей спасает Машу Миронову из рук злодея Швабрина, который насильно вынуждал девушку выйти за него замуж (“…а коли через три дня за него не выйду, так уж никакой пощады не будет”). Важно отметить, что логика Гринева непоследовательна: герой желает сохранить верность дворянской

присяге и в то же время просит помощи у бунтовщика. На это указывает сподвижник Пугачева Белобородов (глава “Мятежная слобода”): “Если он тебя государем не признает, так нечего у тебя и управы искать, а коли признает, что же он до сегодняшнего дня сидел в Оренбурге с твоими супостатами?”.

Но несмотря на то, что требования военного времени обязывали Пугачева не только не помогать Гриневу и его возлюбленной, но убить их, народный “царь” оказывает невероятную милость дворянскому офицеру и дочери защитника Белогорской крепости. Пугачев даже одобряет обман попадьи, выдавшей Машу за свою племянницу: “Мои пьяницы не пощадили бы бедную девушку. Хорошо сделала кумушка-попадья, что обманула их”.

Этому эпизоду соответствует сцена в главе “Суд”: теперь уже Маша Миронова просит защиты возлюбленного от наказания суда у Екатерины II. Императрица не только оправдывает Гринева, но и берется устроить судьбу влюбленных (“Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние”). Здесь нужно сказать, что и Екатерина поступает вопреки закону.

Гринев, оставив осажденный Оренбург и поехав в лагерь к противнику, поступил как дезертир, что и было предъявлено герою в обвинение (“А слышно от перебежчиков, что он был у Пугачева в слободе и с ним вместе ездил в Белогорскую крепость, в коей прежде находился он на службе;”). В связи с этим фраза Маши Мироновой “Я приехала просить милости, а не правосудия” становится ключевой для понимания идейного содержания романа.

Первая встреча Гринева с Пугачевым является встречей человека с человеком (лишь впоследствии Пугачев оказывается “самодержцем”); точно так же и Маша Миронова встречает даму средних лет, гуляющую по парку с собачкой, а не великую императрицу. Как в Пугачеве, так и в Екатерине преобладает человеческое начало, позволяющее героям поступить вразрез военному или государственному закону и проявить милосердие.

Кроме того, сходство императрицы и предводителя народного восстания заключается в незаконности их власти. Екатерина II заняла трон посредством дворцового переворота, устранив законного императора – своего мужа Петра III, за которого и выдавал себя Пугачев. Именно поэтому императрица так боялась народного восстания – люди шли за “законным” царем, а Екатерина выглядела самозванкой.

Но все же и “дворянская” государыня, и “народный царь” являются самозванцами.

Таким образом, с помощью принципа двойничества Пушкин раскрывает сложные противоречия, возникающие между политическими и этическими коллизиями в судьбах героев романа. Автор утверждает идею о том, что милосердие является высшей нравственной ценностью, стоящей выше общественно-социальных предрассудков и даже закона. Здесь можно проследить эволюцию личности и мировоззрения художника.

В оде “Вольность” (1817г.), Пушкин, обращаясь к “владыкам” ставит закон во главу иерархии государственных “ценностей” (“Стоите выше вы народа, но вечный выше вас Закон”). В основе позиции зрелого Пушкина лежит стремление к политике, которая возводит человечность в государственный принцип, не заменяющий человеческие отношения политическими, а превращающий политику в человечность.

Традицию введения в образную систему произведения героев-двойников продолжили многие русские писатели. Так, в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” у главного героя Родиона Раскольникова сразу два двойника – Лужин и Свидригайлов. Оба персонажа разделяют знаменитую теорию Раскольникова, и с их помощью автор показывает несостоятельность концепции разделения людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Двойственность натуры Пугачева, жестокость и великодушие по повести Капитанская дочка (Пушкин А. С.)