Образ “маленького человека” в романе “Преступление и наказание” Достоевского Ф. М



Чистых, умытых покойничков мы все жалеем, любим, а ты живых полюби, грязных.
В. М. Шукшин
В романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” описывается необычное преступление, совершенное нищим студентом для проверки своей страшной теории, в романе она называется “кровь по совести”. Раскольников делит всех людей на обыкновенных и необыкновенных. Первые должны жить в послушании, вторые “имеют право, то есть не официальное право, а сами имеют право разрешить своей совести перешагнуть…через иные препятствия единственно

в том только случае, если исполнение их идеи того требует” (3,V). Раскольников, насмотревшись на горе, на разбитые судьбы обыкновенных (“маленьких”) людей – обитателей петербургских трущоб, решает действовать, так как смиренно наблюдать безобразную окружающую жизнь более не в силах.

Решительность, глубокий и оригинальный ум, стремление исправить несовершенный мир, а не подчиняться его несправедливым законам – вот черты, которые не позволяют отнести образ самого Раскольникова к типу “маленьких людей”.
Чтобы поверить в себя, герою надо удостовериться, “тварь ли он дрожащая” (то

есть обыкновенный человек) или “право имеет” (то есть выдающаяся личность), сможет он позволить себе “кровь по совести”, как успешные исторические герои, или не сможет. Если проверка покажет, что он относится к избранным, тогда следует смело приниматься за исправление несправедливого мира; для Раскольникова это значит облегчить жизнь “маленьких людей”. Таким образом, в теории Раскольникова счастье “маленьких людей” вроде бы является главной и конечной целью.

Этому выводу не противоречит даже признание, которое герой сделал Соне: он убил не для того, чтобы помочь матери и сестре Дуне, а “для самого себя” (5, IV).
Из приведенных рассуждений следует, что тема “маленького человека” является одной из основных в романе, так как связана и с социальным, и с философским содержанием. У Достоевского в “Преступлении и наказании” эта тема прозвучала еще сильнее и трагичнее, чем у Пушкина в “Станционном смотрителе” и у Гоголя в “Шинели”. Местом действия своего романа Достоевский выбрал самую бедную и грязную часть Петербурга – район Сенной площади и Кузнечного рынка.

Одну за другой разворачивает писатель картины беспросветной нужды “маленьких людей”, оскорбленных и униженных бессовестными “хозяевами жизни”. В романе более или менее подробно описаны несколько героев, которые безусловно могут быть отнесены к традиционному типу “маленьких людей”: сестра старухи процентщицы Лизавета, которая у Достоевского становится символом “маленького чело-века”, мать Раскольникова Пульхерия Александровна, жена Мармеладова Катерина Ивановна. Однако самым ярким образом в этом ряду является, конечно, сам Семен Захарович Мармеладов, рассказывающий свою историю Раскольникову в трактире.
В этом герое Достоевский объединил пушкинскую и гоголевскую традиции в изображении “маленьких людей”. Мармеладов, как и Башмачкин, жалок и ничтожен, бессилен изменить свою жизнь (покончить с пьянством), но в нем сохраняется, как в Самсоне Вырине, живое чувство – любовь к Соне и Катерине Ивановне. Он несчастлив и, сознавая свое безвыходное положение, восклицает: “А вы знаете, что значит, когда некуда пойти?” (1,II). Так же, как Вырин, Мармеладов начинает пить с горя, от несчастья (потерял службу), страха перед жизнью и бессилия что-нибудь сделать для своей семьи.

Как Вырин, Семен Захарович переживает из-за горькой судьбы своей дочери Сони, которая вынуждена “переступить” и пойти на панель, чтобы прокормить голодающих детей Катерины Ивановны. Разница, однако, в том, что дочь станционного смотрителя была счастлива (своей любовью к Минскому), а Соня несчастлива.
Достоевский выстроил в романе сюжетную линию семьи Мармеладовых так, чтобы подчеркнуть трагичность образа Семена Захаровича. Пьяный Мармеладов попадает под колеса щегольской коляски по собственной вине и умирает, оставляя без средств к существованию свою большую семью. Он хорошо понимает это, поэтому его последние слова обращены к Соне – единственной опоре для Катерины Ивановны и детей: “”Соня!

Дочь! Прости!” – крикнул он и хотел было протянуть к ней руку, но, потеряв опору, сорвался и грохнулся с дивана…” (2, VII).

Катерина Ивановна внешне непохожа на традиционного “маленького человека”, безропотно принимающего страдания. Она, по отзыву Мармеладова, “дама горячая, гордая и непреклонная” (1, II), она хлопочет перед генералом за мужа, устраивает пьяному супругу “воспитательные” скандалы, доводит Соню упреками до того, что девушка идет на панель, чтобы заработать деньги на хлеб для семьи. Но по сути Катерина Ивановна, как и все “маленькие люди”, сломлена жизненными неудачами.

Она не может сопротивляться ударам судьбы. Ее беспомощное отчаяние проявляется в последнем безумном поступке: она с маленькими детьми выбегает на улицу просить милостыню и умирает, отказавшись от последней исповеди. Когда ей предлагают пригласить священника, она отвечает: “Что?

Священника?.. Не надо… Где у вас лишний целковый?., на мне нет грехов!… Бог и без того должен простить…

Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..” (5,V). Эта сцена свидетельствует, что “маленький человек” у Достоевского доходит даже до бунта против Бога.
Соня Мармеладова – главная героиня романа – внешне очень похожа на традиционного “маленького человека”, который смиренно подчиняется обстоятельствам, безропотно идет к гибели. Чтобы спасти таких людей, как Соня, Раскольников и придумал свою теорию, но, оказывается, Соня только на первый взгляд слабый по характеру человек, а на самом деле она сильная личность: увидев, что ее семья дошла до крайней нищеты, она приняла тяжелое решение и спасла хотя бы на время своих родственников от голодной смерти. Несмотря на свою позорную профессию, Соня сохраняет душевную чистоту.

Она с достоинством переносит издевательства окружающих по поводу своего положения в обществе. Более того, благодаря своей душевной стойкости, именно она смогла поддержать убийцу Раскольникова, именно она помогает ему найти правильный, сточки зрения Достоевского, выход из морального тупика: через искреннее покаяние и страдание вернуться к нормальной человеческой жизни. Она и сама искупает свои невольные грехи, и поддерживает Раскольникова на каторге.

Так неожиданно поворачивается тема “маленького человека” в романе “Преступление и наказание”.
Совсем непохож на традиционного “маленького человека” друг Раскольникова Разумихин – очень привлекательный, цельный герой. Мужество, здравый смысл, жизнелюбие помогают Разумихину выдержать все невзгоды: “Он был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его” (1, IV). Таким образом, Разумихин не может быть отнесен к “маленьким людям” потому, что постоянно сопротивляется несчастьям и не сгибается под ударами судьбы. Верный товарищ, Разумихин ухаживает за больным Раскольниковым, приглашает к нему доктора Зосимова; зная о подозрениях Порфирия Петровича насчет Раскольникова, пытается выгородить главного героя, объясняя странные поступки друга болезнью.

Сам нищий студент, он опекает мать и сестру Раскольникова, искренне влюбляется в бесприданницу Дуню. Она, правда, неожиданно и очень кстати получает наследство-приданое от Марфы Петровны Свидригайловой.
Итак, в литературном типе “маленький человек” можно выделить общие признаки: маленький чин, бедность, а главное – неспособность противостоять жизненным неудачам и богатым обидчикам.
После гоголевской “Шинели” (1842) русские писатели в своих произведениях стали часто обращаться к образу “маленького человека”. Н. А. Некрасов, выступая в роли редактора, выпустил в 1845 году двухтомный сборник “Физиология Петербурга”, в который вошли очерки о людях из городских трущоб и закоулков столицы: В. И. Даль изобразил петербургского дворника, И. И. Панаев – фельетониста, Д. В. Григорович – шарманщика, Е. П. Гребенка – жителей захолустной петербургской окраины. Эти очерки были в основном бытописательные, то есть содержали портретные, психологические и речевые характеристики “маленьких людей”.

Достоевский в своих повестях и романах предложил глубокое осмысление социального положения и характера “маленького человека”, что приyципиально отличало его произведения от повестей и очерков вышеназванных авторов.
Если у Пушкина и Гоголя главными чувствами по отношению к “маленькому человеку” были жалость и сострадание, то у Достоевского выражен другой подход к подобным героям: он более критически оценивает их. “Маленькие люди” до Достоевского были преимущественно глубоко и безвинно страдающими, а Достоевский изобразил их людьми, которые во многом сами виноваты в своем бедственном положении. Например, Мармеладов своим пьянством подталкивает к гибели любимую семью, сваливая все заботы о малолетних детях на Соню и полусумасшедшую Катерину Ивановну. Иными словами, образ “маленького человека” у Достоевского усложняется, углубляется, обогащается новыми идеями.

Это выражается в том, что герои Достоевского (Мармеладов, Катерина Ивановна, Соня и другие) не просто страдают, но уже сами заявляют о своих страданиях, уже сами объясняют свою жизнь. Ни Самсон Вырин, ни Акакий Акакиевич Башмачкин не формулировали причины своих несчастий, а только безропотно терпели их, покорно подчиняясь ударам судьбы.
В формуле “маленький человек” Достоевский делает акцент не на маленький, как его литературные предшественники, а на человек. Для униженных и оскорбленных героев “Преступления и наказания” страшнее всего потерять самоуважение, человеческое достоинство. Об этом рассуждает Мармеладов в исповеди, кричит перед смертью Катерина Ивановна.

То есть сами “маленькие люди” у Достоевского опровергают теорию Раскольникова, который считал их только “тварями дрожащими”, материалом для экспериментов “необыкновенных” людей.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ “маленького человека” в романе “Преступление и наказание” Достоевского Ф. М