О жизни и творчестве М. А. Кузмина

М. А. Кузмин — человек универсальных дарований: переводчик, композитор, критик, драматург и, по словам А. А. Блока, «поэт высокий и прекрасный».

Михаил Кузмин родился в городе Ярославле, учился в Петербургской консерватории, мечтал о карьере композитора, сочиняя музыкальные фрагменты, романсы, оперы, музыку к собственным сонетам. В 1896-1897 годах странствует по Египту и Италии, изучая церковную духовную музыку, литературу об иезуитах и гностиках, которые привлекали Кузмина связью христианства с античностью и языческим истолкованием.

В 1898 году М. А. Кузмин изучает монашеские поволжские и олонежские скиты.

Эти путешествия помогли выработать будущему поэту его творческое позицию: мистическая идея путешествия как духовного пути. Литературный дебют М. Кузмина состоялся в 1905 году после публикации его тринадцати сонетов. Врожденное дружелюбие, общительность помогли будущему поэту создать обширный круг знакомых среди литераторов, музыкантов, деятелей искусства.

Поэтическое творчество М. Кузмина необычно, органически вплетается в поэзию «серебряного века», несмотря на то, что он не отдавал особого предпочтения никакой литературной

группировке и не принадлежал ни к какому литературному направлению. Сам поэт называл свои лирические произведения «песеньками», соединяя в данном слове значение музыкального произведения с художественным обобщением. В 1906 году опубликован в журнале «Весы» поэтический цикл Кузмина «Александрийские песни».

Для Кузмина характерно добродушное отношение к миру как к единственному реальному божественному творению. Особое место в художественном мире поэта занимает эпитет «родимые», «родные». Лирический герой обращается к близким, родным людям, поэтому преобладает спокойная интонация, создающая ощущение безмятежности, домашнего уюта:

Пленительны и полнозвучны,
Текут родимые слова…
Как наши выдумки докучны
И новизна как не нова.

В стихотворении «Я вижу, в дворовом окошке…» лирический герой размышляет о мудрости стариков и детей, о святости каждого ребенка, о всеобщем родстве людей. Особую роль в стихотворении играет мотив пути, «сумрачного бездорожья»:

Но в сумрачном бездорожьи
Утешься: сквозь страстный плен
Увидишь — мы дети Божьи,
У теплых родных колен.

Сам А. С. Пушкин воспринимается поэтом как духовно близкий, родной человек:

И он живой. Живая шутка
Живит арабские уста,
И смех, и звон, и прибаутка
Влекут в бывалые места.

М. Кузмин проповедует спокойно-созерцательное отношение к жизни, без громкой патетики. Лирический герой Кузмина — частный человек, послушный внешней воле, умеющий ценить каждое мгновение жизни, наслаждающийся разнообразием Божьего мира:

В твоей светелке чистый рай:
Открыты окна, видна сирень,
А через сад видна река,
А там за Волгой темны леса.

Поэта привлекает истинная красота, заложенная в искусстве прошлого: античность, эпоха Возрождения, французский XVIII век, русское старообрядчество. Поэтические произведения Кузмина не являются стилизациями произведений прошлого. Поэт ориентируется на уже созданные традиции, художественные образы, но создает новые стилевые формы:

Ах, уста, целованные столькими,
Столькими другими устами,
Вы пронзаете стрелами горькими,
Горькими стрелами, стами.

М. Кузминым написано десять стихотворных сборников, пять дореволюционных «книг рассказов», множество литературно-критических статей, работ для театра. Первый и самый популярный дореволюционный поэтический сборник «Сети» , который поэт считал одной из лучших своих книг. Затем были опубликованы сборники стихотворений «Вожатый» , «Нездешние вечера» , «Параболы» , «Форель разбивает лед» и др.

В сборнике «Сети» видны основные особенности индивидуального стиля М. Кузмина: обогащение лирики раскованными прозаическими интонациями, частое использование приема сопоставления, употребление в поэзии конкретного значения слова, использование, помимо классических размеров, дольников, свободного стиха. Кузмин вводил в поэзию простые детали, обыденные подробности, поднимая их до состояния высокой одухотворенности. В стихотворении «Мои предки» подчеркнута обычность тех людей, потомком которых воспринимает себя поэт.

Лирический герой ощущает себя не голосом поколения, а последователем «милых, глупых, трогательных, близких», обычных людей. Стихотворение Построено как обычное перечисление всех тех, кто относится к «предкам»:

Моряки старинных фамилий… франты тридцатых годов… важные, со звездами, генералы… милые актеры без большого таланта… вы — барышни в бандо… экономные, умные помещицы…

Свободный стих произведения близок прозаической речи. Творчество поэта послереволюционного периода существенно отличается от начала века. Поэзия М. Кузмина уже больше не вплетается в «серебряный век», а скорее сопоставима с немецким экспрессионизмом. Лирический герой уже не является «радостным путником», обычным созерцателем жизни, он чувствует гибель человека в мире, человечности в человеке:

Ты запутался в дороге,
Так вернись в родимый дом.

После революции судьба Кузмина сложилась печально: с 1929 до 1989 года его книги в советских изданиях не печатались, архив пропал, а сам поэт жил в страшной нищите и умер 1 марта 1936 года. Но теперь к нам вновь возвращается творчество одного из самых ярких и самобытных поэтов «серебрянного века», о котором

А. Блок сказал еще в 1920 г.: «Многое пройдет, что нам кажется незыблемым, а ритмы не пройдут, ибо они текучи, они, как само время, неизменны в своей текучести. Вот почему Вас, носителя этих ритмов, поэта, мастера, которому они послушны, мы хотели бы и будем стараться уберечь от всего, нарушающего ритм, от всего, заграждающего путь музыкальной волне». И эти слова по праву мы можем сказать о всех неповторимых творцах блестящей страницы русской поэзии -«серебрянного века».


О жизни и творчестве М. А. Кузмина