О творчестве Д. С. Мережковского
Д. С. Мережковский первым теоретически обосновал появление символизма как нового литературного течения, выступив в 1892-ом году с лекцией “О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе”. Д. С. Мережковский – сложная фигура в литературе “серебряного века”. Его поэзия неотделима от религиозно-философских исканий, которыми он занимался всю жизнь, обретая Бога и новую религию. Влияние философа B. C. Соловьева, писателя Ф. М. Достоевского обусловило тематику поэзии Д. Мережковского: роковое одиночество и раздвоенность
В 1892 году Д. С. Мережковский издал сборник стихотворений “Символы”, в котором уже чувствуется его собственный поэтический стиль, в отличие от первого сборника “Стихотворения”, изданного в 1888-ом году. Поэтический сборник “Символы” отличает разнообразие тематики: ориентация на традиции античной культуры и творчество А. С. Пушкина, трагизм повседневного, увлеченность городской тематикой. В этом сборнике Д. Мережковский на несколько лет предвосхитил грядущие изменения в России. Сборник
Мы же лгать обречены:
Роковым узлом от века
В слабом сердце человека
Правда с ложью сплетены.
Третий сборник “Новые стихотворения” динамичнее по содержанию. Теперь поэт не только намечает отдельные темы, но испытывает постоянное ощущение тревоги одиноких пророков, уничтоженных мудрецов:
Мы бесконечно одиноки,
Богов покинут жрецы…
Четвертый сборник поэтических произведений Д. Мережковского “Собрание стихов” издан в 1909-ом году. В нем по-новому начинают звучать старые стихотворения, находясь в ином поэтическом окружении. Поэт-символист вновь обращается к Богу, так как только он может дать избавленье от уныния и безнадежности. Все стихотворные произведения сборника пронизаны: желанием веры:
Мы не смеем, не желаем,
И не верим, и не знаем,
И не любим ничего.
Боже, дай нам избавленья,…
Дай нам крылья, дай нам крылья,
Крылья духа Твоего!
Не приняв большевистского режима, Д. С. Мережковский в 1919-ом году вместе с женой З. Н. Гиппиус покинул Россию, проведя вторую половину жизни во Франции в эмиграции.
- Анализ сборника стихотворений Символы Мережковского Д. С. (*Общие критические статьи) В 1892 году Мережковский опубликовал сборник “Символы”. “Все начали читать “Символы”, – такую примечательную реакцию интересующейся искусством молодежи на сборник, заглавие которого демонстративно отсылало к новейшему французскому литературному течению, зафиксировал в своем дневнике В. Брюсов. Главенствующими и композиционно доминирующими в “Символах” стали прямые утверждения нужды в религиозном мироощущении. Мережковский в работе “О причинах упадка…” писал […]...
- Биография Мережковского Дмитрия Сергеевича Родился в Петербурге в семье дворцового служащего. Закончил классическую гимназию. Стихи начал писать рано – в 13 лет. В 1880 году познакомился с Достоевским и поэтом Надсоном, которые оказали большое влияние на его формирование. В 1884 году Мережковский поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. В 1888 году в Тифлисе познакомился с поэтессой 3. Н. Гиппиус, […]...
- Анализ стихотворения Мережковского “Ноябрь” Несмотря на свое пристрастие к символизму, Дмитрий Мережковский очень много внимания уделял пейзажной лирике. Поэт считал, что в самой природе можно найти ответы на многочисленные вопросы, он искреннее восхищался красотой окружающего мира и пытался отобразить его в своих произведениях. Даже унылая осень с ее постоянными дождями становилась предметом творческих изысканий для этого поэта. И примером […]...
- Анализ стихотворения Мережковского “Молчание” Жизнь и творчество Дмитрия Мережковского неразрывно связаны с именем Зинаиды Гиппиус, которая была единственной музой и возлюбленной поэта. Поэтому неудивительно, что вся его любовная лирика посвящена именно этой женщине. К таким произведениям относится и стихотворение “Молчание”, написанное в 1892 году. К этому моменту чета Мережковских уже три года состояла в браке, однако супруги испытывали друг […]...
- Значение Мережковского для русской литературы Тот факт, что Мережковский принял революционную доктрину, не принес ему успеха в кругу революционеров, так как русский радикализм – даже мистический – не был заинтересован словесными схемами Мережковского. Среди немногих, попавших под влияние Мережковских, был террорист Савинков (см. гл. III, 9), но в его сенсационной исповеди Конь бледный заметно влияние скорее мадам Мережковской, чем Мережковского. […]...
- Герой романа Д. С. Мережковского “Петр и Алексей” Трилогия создавалась в течение почти целого десятилетия, и внутренняя ее концепция менялась. В первом романе – “Отверженный” (позднее печатался под заглавием “Смерть богов (Юлиан Отступник)”) – Мережковский обращается к эпохе императора Юлиана (IV век), пытавшегося возродить язычество и уничтожить победившее его христианство. В период создания романа Мережковский увлекался антихристианскими идеями Ф. Ницше, под влиянием которого […]...
- Пророческий тон Мережковского о судьбе Лермонтова Попытки вырваться за пределы этой дилеммы время от времени предпринимались. Одной из них была намеченная Ап. Григорьевым и развитая Ключевским мысль о приближении Лермонтова к “почвенным” основам народной культуры: тем самым лермонтовская поэзия (а вместе с ней и проблема ее критической оценки) возносилась на уровень вечных ценностей, чем, казалось бы, должен был быть снят вопрос […]...
- Анализ стихотворения Мережковского “Не надо звуков” О вечности рано или поздно задумывается каждый человек, однако у всех это происходит по-разному. Кто-то заботиться о том, насколько велико его состояние, которое впоследствии достанется детям. Других интересуют нематериальные ценности, именуемые добродетелями, которые, если верить различным религиям, имеют достаточно высокую котировку в потустороннем мире. Что касается Дмитрия Мережковского, то он впервые затронул подобную тему в […]...
- О романе “Александр I” Д. С. Мережковского Дмитрий Сергеевич Мережковский работал над романом “Александр I” уже во время восемьдесят третьей годовщины восстания на Сенатской площади. Этот Роман – многоплановое произведение. Центр тяжести рассредоточен на нескольких центральных персонажах: сам император; “вольнодумец” и декабрист князь Валерьян Голицын; его любимая, угасающая от чахотки незаконная дочь Александра Софья Нарышкина; несчастная супруга царя Елизавета Алексеевна. Все они […]...
- Дмитрий Сергеевич Мережковский Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа 1866 года в Петербурге, в одном из императорских дворцов – Елагинском, в семье действительного тайного советника, столоначальника придворной конторы. Его прадед – Федор Мережки был войсковым старшиной на Украине и служил в Измайловском полку и, очевидно, тогда дед и сменил украинскую фамилию на русскую; в жилах бабушки текла кровь […]...
- О творчестве Андрея Белого Андрей Белый – псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, поэта, принадлежавшего к “младшей” группе русских символистов. Мировоззренческие взгляды А. Белого сформировались под влиянием философии B. C. Соловьева, которая также оказала воздействие на А. А. Блока и укрепила дружбу поэтов. Не принимая религиозно-филосовских позиций “старших” символистов, Белый проповедовал “истинный” символизм в программных статьях “Формы искусства” и “Символизм, как […]...
- Мережковский Д. С. биография Дмитрий Мережковский (1866 – 1941) Прозаик, поэт, драматург, религиозный философ, критик Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Петербурге 2 (14) августа 1866 г. Первое стихотворение в сборнике “Отклик” (1881). В 1884 – 1888 гг. студент историко-филологического факультета Петербургского университета. Первая книга “Стихотворения” в 1888 г. Этапный сборник стихов “Символы” (1892). Европейскую известность принесла прозаическая трилогия “Христос […]...
- О творчестве Игоря Северянина Игорь Северянин родился в Петербурге в семье офицера. По материнской линии был в родстве с писателем и историком Н. М. Карамзиным и принадлежал к тому же дворянскому роду Шеншиных, что и русский поэт XIX века А. А. Фет. Будущий поэт не получил серьезного академического образования: закончил реальное училище. И. Северянина начал печататься в 1905 году, […]...
- Годы опалы в творчестве Ахматовой А. А В 1924-1940 годах Ахматова не перестает писать, но ее почти совсем не публикуют. В 1934 году было написано стихотворение “Привольем пахнет дикий мед…” (Пастернак и Мандельштам считали его одним из лучших у Ахматовой), где “приволью” и прекрасным запахам противопоставляется запах крови – ею “пахнет только кровь…”. Во второй части стихотворения вспоминаются “наместник Рима”, умывающий руки, […]...
- Человек и природа в творчестве Максима Рыльского Человек – это произведение природы, а природа тоже отблагодарит человеку за ее бережное отношение к ней. Образцы пейзажной лирики можно встретить во многих поэтов разных времен и народов. Но так соединить человека и природу, так глубоко знать ее, видеть ее тончайшие нюансы могло не так уже и многие люди. К таким художникам можно отнести М. […]...
- Пушкин в творчестве Ахматовой Невозможно перечислить всех поэтов “золотого века”, на которых не оказали бы влияние гений Пушкина, поразительное обаяние его личности, его гуманистическая философия и нововведения в области русского стиха. Влияние его Музы способствовало и формированию лучших поэтов “серебряного века”. Анна Андреевна Ахматова росла и училась в Царском Селе, где витал дух ее любимого поэта. В ее жизни […]...
- Тема родины в творчестве Анны Ахматовой К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, […]...
- О творчестве Р. М. Рильке Творческая эволюция Р. М. Рильке отражает общую логику развития литературы конца ХIХ – первой трети ХХ вв. При этом переход поэта от одного этапа к следующему сопровождался резкими мировоззренчески-эстетическими переломами, которые всякий раз приводили к кардинальной смене его художественных ориентиров. Литературный путь поэта начался с пятилетнего периода ученичества, в течение которого его пробы пера в […]...
- Годы войны и революции в творчестве Цветаевой М. И 1914-1916 годы были для Цветаевой очень плодотворными. Она много писала, печаталась в журналах, выступала на поэтических вечерах, познакомилась с М. Кузми-ным, О. Мандельштамом. Ее имя становится известным. Осенью 1914 года семья Цветаевой после долгих поисков подходящего жилья переехала в “волшебный дом” в Борисоглебском переулке. Дочь поэтессы Ариадна вспоминала: “Дом, в котором проходили мамины молодые и […]...
- Москва в творчестве Марины Цветаевой Марина Ивановна Цветаева родилась в 1892 году в Москве. Пожалуй, нет ни одного поэта, который бы столь сильно любил этот древний город. Куда бы ни заносила судьба великую русскую поэтессу, Цветаева рвалась в Москву, которая была для нее воплощением русского духа, непокорного и самобытного. Первые строки, посвященные исчезающим “домикам старой Москвы”, написаны Цветаевой еще в […]...
- Размышления о творчестве Геннадия Мурикова Посмотрим, в чем же состоят “эстетические” завоевания Вик. Ерофеева. Их большая часть собрана в виде рассказов в брошюрке “Тело Анны, или Конец русского авангарда” (М. , 1989). Суть упомянутых выше “завоеваний” такова: в рассказе “Как мы зарезали француза” всесторонне исследуется тема испражнений; рассказ “Девушка и смерть” наполнен разными “забавными” откровениями героя, патологически привязанного к созерцанию […]...
- Тема поэта и поэзии в творчестве В. Брюсова Валерий Яковлевич Брюсов оказал огромное влияние на литературный процесс первой половины 20 века. Он напоминал поэтам, что стихи – это современнейший способ пользоваться человеческим словом и что разменивать его на мелочи “грешно и стыдно”. Брюсов мечтал вернуть поэтам то высокое положение, какое они занимали в древнем мире. Программным эстетическим манифестом начинающего поэта стало стихотворение “Творчество”. […]...
- Городская проза в творчестве Ю. В. Трифонова В 60-70-х годах ХХ века в русской литературе возникло новое явление, получившее название “городская проза”. Термин возник в связи с публикацией и широким признанием повестей Юрия Трифонова. В жанре городской прозы работали также М. Чулаки, С. Есин, В. Токарева, И. Штемлер, А. Битов, братья Стругацкие, В. Маканин, Д. Гранин и другие. В произведениях авторов городской […]...
- ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА М. Ю. Лермонтова творил в непростое время – в 30-е годы девятнадцатого века. В чем сложность этого периода в истории России и почему его называют “безвреме- нье”? Выступление декабристов на Сенат- ской площади закончилось их полным по- ражением. Чтобы укрепить свою власть в стране, самодержавие не только жестоко расправлялось с участниками восстания, но и подавляло […]...
- Символизм в творчестве и поэзии (Блок Александр) Творчество Александра Александровича Блока (1880-1921) явилось соединительным звеном между русской классической поэзией XIX века и новой, советской поэзией. Судьба поэта была во многом необычной и поучительной: принадлежа к дворянской интеллигенции” он осознал историческую обреченность буржуазного строя, перешел на сторону народа, приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Начало поэтического пути Блока было связано с символизмом – одним […]...
- О жизни и творчестве Н. А. Клюева Н. А. Клюев пришел в русскую поэзию “серебряного века” из далекой северной глуши. Родина Клюева – Олонецкая губерния – край русских сказителей, “край непуганных птиц”, иконописцев известной северной школы, мастеров по дереву, самобытных плотников. Будущий поэт родился в старообрядческой семье, с крепкими традициями веры, поэтому Н. Клюев считал себя потомком великого Аввакума. Действительно, многие черты […]...
- О творчестве Е. А. Евтушенко Первые публикации стихов Евгения Евтушенко появились в 1949 году в газете “Советский спорт”, а первый сборник “Разведчики будущего” в 1952 году. Материал для него дала работа автора в изыскательских геологических партиях в Казахстане и на Алтае. В нем ощутимо стремление автора передать повседневный героизм труда советских людей. Но несмотря на отдельные выразительные зарисовки, удачные образы, […]...
- Тема войны в творчестве К. М. Симонова Военная тема в творчестве Константина Михайловича Симонова появилась до начала Великой Отечественной, начиная с событий в Испании и на Халхин-Голе. Уже в 1941 году в театре им. Ленинского комсомола состоялась премьера спектакля “Парень из нашего города”, поставленного по одноименной пьесе Симонова. Это не была еще сама война, хотя в ней ощущалось предчувствие грядущих боев. В […]...
- Любовь и Россия в жизни и творчестве Марины Цветаевой 26 сентября 1892 года в Москве родилась Марина Цветаева. Жилось ей сложно, она не знала и не пыталась найти покоя и благоденствия, всегда была в полной неустроенности, искренне утверждала, что “чувство собственности” у нее “ограничивается детьми и тетрадями”. Детство, юность и молодость Марины Ивановны прошли в Москве и в тихой подмосковной Тарусе, отчасти за границей. […]...
- О жизни и творчестве М. А. Кузмина М. А. Кузмин – человек универсальных дарований: переводчик, композитор, критик, драматург и, по словам А. А. Блока, “поэт высокий и прекрасный”. Михаил Кузмин родился в городе Ярославле, учился в Петербургской консерватории, мечтал о карьере композитора, сочиняя музыкальные фрагменты, романсы, оперы, музыку к собственным сонетам. В 1896-1897 годах странствует по Египту и Италии, изучая церковную духовную […]...
- Идея подвига человека в творчестве Горького Идеей подвига как примера для людей проникнута и “Песня о Соколе”. Центральный персонаж “Песни” предстает, на первый взгляд, как чисто традиционный: сокола давно принято изображать как гордую свободолюбивую птицу. И, кстати сказать, он так был изображен в первой редакции произведения Горького, потому-то она и не удовлетворила автора. Однако и в первом варианте был особый эмоциональный […]...
- Мережковский Дмитрий Сергеевич Родился в С.-Петербурге. Воспитывался в 3-й классической гимназии. Примерно в 13 лет, подражая “Бахчисарайскому фонтану” Пушкина, сочинил первое стихотворение. Тогда же написал и первую критическую статью – классное сочинение “Слово о полку Игореве”. Первые стихи напечатал в 15 лет в сборнике “Отклик” (1881) и в “Живописном обозрении”. В первом еще подражательном сборнике “Стихотворения”. 1883-1887″ (1888) […]...
- Сведения о жизни и творчестве Николая Алексеевича Некрасова Поэт-трибун и тонкий лирик, прозаик и драматург, журналист и издатель, редактор и талантливый организатор – все это о Н. Некрасове говорил Ф. Достоевский. Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в небольшом местечке Немирово Подольской губернии. Глава семьи в 1824 году оставил службу и ушел в отставку, разместился он в родовом имении […]...
- НЕКРАСОВ Лирика Один из самых ярких и самобытных русских поэтов второй половины XIX века, издатель и редактор оппозиционных журналов демократического направления “Современник”; (1847-1866) и “Отечественные записки”; (1868-1877), подлинный новатор, открывший новые возможности русского поэтического слова, Некрасов вошел в литературу как автор поэтического сборника “Стихотворения Н. А. Некрасова”;, опубликованного в 1856 году и имевшего небывалый успех у современников, […]...
- ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ КЛАССИКА А. А. АХМАТОВА ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой […]...
- Великая Отечественная война в творчестве Ахматовой А. А Война застала Ахматову в Ленинграде. В августе и сентябре, уже во время блокады, она оставалась в городе. Поэтесса Ольга Берггольц вспоминала: “С лицом, замкнутым в суровости и гневности, с противогазом через плечо она несла дежурство как рядовой боец противовоздушной обороны. Она шила мешки для песка, которыми обкладывали траншеи-убежища…” Тогда же, в сентябре 1941 года, когда […]...
- Кто еще из русских поэтов ХХ-го века показал в своем творчестве сложный характер отношения к современной ему эпохе и в чем сходство и различие такого изображения с мандельштамовским? Кто еще из русских поэтов ХХ-го века показал в своем творчестве сложный характер отношения к современной ему эпохе и в чем сходство и различие такого изображения с мандельштамовским? Для ответа на вопрос обратитесь к поэтическому творчеству А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина, Б. Л. Пастернака. В качестве примеров масштабного изображения эпохи приведите […]...
- Бронте Э. биография Бронте Эмили. Родилась в Торнтоне (графство Йоркшир) в 1818 году в семье священника. Получила домашнее образование. В 1842 году вместе с сестрой Шарлоттой отправилась в Брюссель изучать иностранные языки, но вскоре возвратилась в Англию. В 1845 году Шарлотта совершенно случайно обнаружила несколько стихотворений Эмили; так выяснилось, что все сестры Бронте имеют склонность к литературе. Через […]...
- Образ Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова До Лермонтова в русской поэзии не было художественного воплощения образа “духа зла” (за исключением известного стихотворения А. С. Пушкина “Демон”). В мировой же литературе традиция произведений о сверхъестественном существе, отпавшем от Бога, представлена широко и восходит к библейской легенде о возгордившемся ангеле, свергнутом с неба за свой бунт против божественной власти. Новый всплеск интереса к […]...
- “Лишь голос твой поет в моих стихах…” (тема любви в творчестве Анны Ахматовой) Сочинение по произведению на тему: “Лишь голос твой поет в моих стихах…” (тема любви в творчестве Анны Ахматовой) Вся лирика Анны Ахматовой – это прекрасная песнь о любви. Каждое ее стихотворение пронизано этим волшебным чувством, словно солнечными лучами. Открываю наугад сборник ее стихов и читаю: Было душно от жгучего света, А взгляды его – как […]...