О творчестве В. Т. Шаламова

Широкому читателю имя Варлама Тихоновича Шаламова было известно с конца 50-х годов, когда вышло насколько сборников его стихов. К тому времени Шаламов провел 15 лет на Колыме. Примечательно, что, находясь в лагере, в 1943 году он получил новый десятилетний срок только за то, что назвал Бунина «великим русским писателем». «Это имело значительные последствия, может быть, спасло мне жизнь», — писал Шаламов в рассказе «Мой процесс».

Отныне, пояснил автор, он перестал быть лагерником «со страшной буквой «Т» и перешел в категорию

обыкновенных АСА, которых тьма и которым уготована как бы то ни было, лучшая участь. К 80-м годам Шаламов заявил о себе как прозаик: за короткий срок им было написаны автобиографическая повесть «Четвертая Вологда», пьеса «Анна Ивановна», множество рассказов о Колыме. Колымская проза, над которой писатель работал с 1954 по 1982 г., разделена им на шесть книг: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы», «Перчатка, или КР-2″.

К ним примыкают «Воспоминания о Колыме» и «Антироман» — цикл рассказов о лагерях

Вишеры.

Колымская проза рисует правдивую картину жизни и человеческих судеб в сталинском ГУЛАГе. Шаламов поставил важные нравственные вопросы: о правомерности борьбы человека с государственной машиной, о возможности активно влиять на свою судьбу, о путях сохранения человеческого достоинства в нечеловеческих условиях. В его рассказах, по определению самого писателя, человеческая природа исследуется «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности».

Отличительным качеством рассказов является их композиционная целостность при кажущейся, на первый взгляд, несвязности сюжетов. «Колымские рассказы» состоят из 33 рассказов, стоящих в строго определенном, но не хронологическом порядке. Этот порядок позволяет увидеть сталинские лагеря как живой организм, со своей историей и развитием. И в этом смысле «Колымские рассказы» представляют собой не что иное, как роман в новеллах, несмотря на многочисленные заявления самого автора о смерти в XX веке романа как литературного жанра. Рассказ ведется постоянно от третьего лица, но главный герой большинства рассказов, выступая под разными фамилиями, близок автору.

В рассказе «Надгробное слово» писатель по очереди воскрешает в памяти тех, с кем встречался и кого пережил в лагерях: своего товарища, расстрелянного за невыполнение плана его участком, французского коммуниста, которого бригадир убил одним ударом кулака, своего однокурсника, с которым он встретился через 10 лет в камере Бутырской тюрьмы… Смерть каждого из них выглядит как нечто неизбежное, будничное, обыденное. Смерть — это не самое страшное — вот что поражает больше всего.

Чаще она не трагедия, а спасение от мук, если это своя смерть, или возможность извлечь какую — либо выгоду, если чужая.

Шаламов называл рассказы о Колыме «новой прозой». «В новой прозе, — писал он, -… все дидактическое отвергается. Искусство лишено права на проповедь. Никто никого учить не может.

Не имеет права учить».

В 70-годы многие писатели обратили свои взоры к российской деревне. Простая жизнь крестьян вдохновляла писателей, давала им возможность, минуя каноны соцреализма, творить в соответствии с традиционной нравственностью. Произведения, рассказывающие о крестьянской жизни, о любви к родине, к родной земле, получили название деревенской прозы.

В русле деревенской прозы стали писать В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин, В. Астафьев, Ф. Абрамов, Б. Можаев и др.


О творчестве В. Т. Шаламова