Пересказ цикла повестей Шаламова “Колымские рассказы”
Сюжет рассказов В. Шаламова – тягостное описание тюремного и лагерного быта заключенных советского ГУЛАГа, их похожих одна на другую трагических судеб, в которых властвуют случай, беспощадный или милостивый, помощник или убийца, произвол начальников и блатных. Голод и его судорожное насыщение, измождение, мучительное умирание, медленное и почти столь же мучительное выздоровление, нравственное унижение и нравственная деградация – вот что находится постоянно в центре внимания писателя.
НАДГРОБНОЕ СЛОВО
Автор вспоминает по именам
ЖИТИЕ ИНЖЕНЕРА КИПРЕЕВА
Никого не предавший и не продавший, автор говорит, что выработал для себя формулу активной защиты своего существования: человек только тогда может считать себя человеком и выстоять, если в любой момент
Однако от него все равно добиваются подписи под ложными показаниями, припугнув арестом жены. Тем не менее Кипреев продолжал доказывать себе и другим, что он человек, а не раб, какими являются все заключенные. Благодаря своему таланту (он изобрел способ восстановления перегоревших электрических лампочек, починил рентгеновский аппарат), ему удается избегать самых тяжелых работ, однако далеко не всегда.
Он чудом остается в живых, но нравственное потрясение остается в нем навсегда.
НА ПРЕДСТАВКУ
Лагерное растление, свидетельствует Шаламов, в большей или меньшей степени касалось всех и происходило в самых разных формах. Двое блатных играют в карты. Один из них проигрывается в пух и просит играть на “представку”, то есть в долг.
В какой-то момент, раззадоренный игрой, он неожиданно приказывает обычному заключенному из интеллигентов, случайно оказавшемуся среди зрителей их игры, отдать шерстяной свитер. Тот отказывается, и тогда кто-то из блатных “кончает” его, а свитер все равно достается блатарю.
НОЧЬЮ
Двое заключенных крадутся к могиле, где утром было захоронено тело их умершего товарища, и снимают с мертвеца белье, чтобы назавтра продать или поменять на хлеб или табак. Первоначальная брезгливость к снятой одежде сменяется приятной мыслью, что завтра они, возможно, смогут чуть больше поесть и даже покурить.
Related posts:
- “Колымские рассказы” Шаламова в кратком содержании Сюжет рассказов В. Шаламова – тягостное описание тюремного и лагерного быта заключенных советского ГУЛАГа, их похожих одна на другую трагических судеб, в которых властвуют случай, беспощадный или милостивый, помощник или убийца, произвол начальников и блатных. Голод и его судорожное насыщение, измождение, мучительное умирание, медленное и почти столь же мучительное выздоровление, нравственное унижение и нравственная деградация […]...
- Краткое содержание сборника Шаламова “Колымские рассказы” Сюжет рассказов В. Шаламова – тягостное описание тюремного и лагерного быта заключенных советского ГУЛАГа, их похожих одна на другую трагических судеб, в которых властвуют случай, беспощадный или милостивый, помощник или убийца, произвол начальников и блатных. Голод и его судорожное насыщение, измождение, мучительное умирание, медленное и почти столь же мучительное выздоровление, нравственное унижение и нравственная деградация […]...
- “Голос из ада”. “Колымские рассказы” В. Шаламова “ГОЛОС ИЗ АДА” Варлам Шаламов справедливо считается первооткрывателем лагерной темы в русской литературе XX века Но получилось так, что его произведения стали известны читателю уже после опубликования повести А Солженицына “Один день Ивана Денисовича” Полому “Колымские рассказы” чаще всего воспринимаются на фоне прозы Солженицына, в сопоставлении и сравнении с нею И сразу бросается в глаза: […]...
- Колымские рассказы Варлам Тихонович Шаламов Колымские рассказы (1954-1973) Сюжет рассказов В. Шаламова – тягостное описание тюремного и лагерного быта заключенных советского ГУЛАГа, их похожих одна на другую трагических судеб, в которых властвуют случай, беспощадный или милостивый, помощник или убийца, произвол начальников и блатных. Голод и его судорожное насыщение, измождение, мучительное умирание, медленное и почти столь же мучительное […]...
- Колымские рассказы краткое содержание Шаламов В. Т. Сюжет рассказов В. Шаламова – тягостное описание тюремного и лагерного быта заключенных советского ГУЛАГа, их похожих одна на другую трагических судеб, в которых властвуют случай, беспощадный или милостивый, помощник или убийца, произвол начальников и блатных. Голод и его судорожное насыщение, измождение, мучительное умирание, медленное и почти столь же мучительное выздоровление, нравственное унижение […]...
- Краткое изложение Колымские рассказы Шаламов В. Т. Шаламов Колымские рассказы Сюжет рассказов В. Шаламова – тягостное описание тюремного и лагерного быта заключенных советского ГУЛАГа, их похожих одна на другую трагических судеб, в которых властвуют случай, беспощадный или милостивый, помощник или убийца, произвол начальников и блатных. Голод и его судорожное насыщение, измождение, мучительное умирание, медленное и почти столь же мучительное выздоровление, […]...
- Природа как главный герой повестей цикла “Записки охотника” Русский писатель И. С. Тургенев – автор замечательных романов и рассказов – провел свое детство в имении матери Спасском-Лутовинове, которое располагалось в живописнейшем месте Орловской губернии. “Я родился и вырос в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины и прочее, – вспоминал писатель. – Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне”. И действительно, […]...
- Изложение цикла повестей Кавальера “Фарисейка” Под этим эпитетом представлена женщина ложно-религиозная, ложнодобродетельная, ревностно оберегающая свою вдовью честь, но никогда не умевшая быт хорошей женой. Такой тип встречается часто не только в Испании, но и в Англии, и в Германии, и во Франции. Семья Альвареда. Здесь главное действующее лицо является жертвой несчастных случайностей: молодой человек добрый и кроткий от природы, под […]...
- Рассказы Бабеля из цикла “Конармии” Рассказы из цикла “Конармии” начали публиковаться в 1923 году. Но создавались они уже в 1920-м. Разные по материалу, они открывали мир новый и неожиданный. “Конармия” открывается победным рассказом “Переход через Збруч” (“Начдив шесть донес о том, что Новоград-Волынск взят сегодня на рассвете…”). Но с первых же фраз на радость победы ложатся какие-то странные блики. “Поля […]...
- Анализ цикла повестей Воронковой Школьное сочинение по циклу повестей цикл повестей “Солнечный денек”, “Гуси-лебеди”, “Федя и Данилка”, “Волшебный берег” . В стиле писательницы, в выборе эпитетов, сравнений, метафор ощущается тот особый, светлый колорит, которым окрашено для нее детство. В описании одного-единственного “солнечного денька” из жизни шестилетней Тани преобладают яркие, светлые, чистые тона. Автор любовно повторяет и варьирует их: “Таня […]...
- Замысел цикла повестей об Украине Гоголя Книга Гоголя получила высокую оценку А. С. Пушкина, оказавшую влияние на первые критические отзывы о “Вечерах”. Пушкин писал издателю “Литературных прибавлений к “Русскому инвалиду”: “Сейчас прочел “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, […]...
- Краткий пересказ содержания цикла рассказов Довлатова “Зона” Ефрейтор Петров по кличке Фидель – малограмотный человек с нарушенной психикой, спивается с катастрофической быстротой. Он тяжело ранил товарища по службе Алиханова и не испытывает ни малейших угрызений совести. В его молитве, обращенной к Богу, потрясает безысходность ситуации, в которую попал герой, и жестокость его саморазоблачения: “Милый Бог! Надеюсь, ты видишь этот бардак?! Надеюсь, ты […]...
- “Донские рассказы” Шолохова: пересказ сюжета Наверное, нет в русской литературе ХХ в. другого писателя, чья популярность сравнилась бы с мировым признанием автора “Тихого Дона”. О нем, Художнике с большой буквы, восторженно отзывались Р. Роллан и Э. Хемингуэй, Д. Линдсей и К. Причард. “Его дар художника, – писал Мартти Ларни,- можно, собственно, определить как любовь к суетному и милому земному странствию […]...
- Сюжет, герои, проблематика “Повестей Белкина” А. Пушкина (На примере одной из повестей) 4 мая. Снег. Тришка за грубость бит. 6 мая – Корова бурая пала. Сенька за пьянство бит. 8 Мая – погода ясная. 9 мая – дождь и снег. Тришка бит по погоде… Из записей А. Пушкина, “Календарь помещика” В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико. Здесь у него почти не было […]...
- Рассказ “Стланик” В. Т. Шаламова Лучше умереть стоя, чем жить на коленях. Рассказ “Стланик” был написан русским писателем Варламом Тихоновичем Шаламовым в пятидесятых годах нашего столетия, во время его проживания в Калинин кой области, и относится к циклу “Колымские рассказы”. Как и многие другие писатели того времени, Вар лам Тихонович стал жертвой тоталитаризма. Бесконечные ссылки, золотые прииски, таежные командировки, больничные […]...
- Размышляю о произведениях Варлама Шаламова С одной стороны, я согласен с В. Шаламовым, что человека меняет среда, в которой он находиться. Ведь путь, который выпал самому писателю, был невероятно труден, порою трагичен. Писатель, проведя в тюрьмах около семнадцати лет, сам считает лагерь отрицательным опытом для человека – с первого до последнего часа. Человека в нечеловеческих условиях – одна из тем […]...
- “Лагерная” тема в произведениях А. Солженицына и В. Шаламова “Лагерная” тема в произведениях А. Солженицына и В. Шаламова Наш спор – не церковный о возрасте книг, Наш спор – не духовный о пользе веры, Наш спор – о свободе, о праве дышать, О воле Господней вязать и решать. В. Шаламов “Лагерная” тема вновь резко поднимается в ХХ веке. Многие писатели, такие как Шаламов, Солженицын, […]...
- Женские образы и их роль в прозе Пушкина (На примере повестей “Дубровский” и “Капитанская дочка”) Многие писатели рассматривали в своих произведениях женские образы, пытались выявить сущность женщин и их истинный характер. Однако, на мой взгляд, А. С. Пушкин добился в этом самого большого успеха. В своей исторической прозе писатель рассматривает женский характер очень подробно, выявляя его главные черты. Особенно ясно это можно увидеть в образах Марьи Кириловны Троекуровой и Маши […]...
- Стихотворение из цикла “На поле Куликовом” (1) В этом стихотворении можно выделить две части: первая (3 четверостишия) внешне спокойная, во второй происходят сражения, льется кровь. В первой части время течет лениво, медленно, как река. Но вызов брошен, и войско отправляется в путь. Пока еще все спокойно, но вскоре желтая глина обрыва, степные стога сменяются дорогой сквозь мглу. И вдруг время резко ускоряет […]...
- Лагерная тема в произведениях Солженицына и Шаламова (Солженицын А. И.) “Лагерная” тема в произведениях Шаламова и Солженицына представлена по-разному. У первого она основана на том, что жизнь человека ничего не стоит, а у второго на моральном унижении человека. Но у обоих авторов в произведениях описаны дни лагерной жизни, и у каждого из них отбывают свой срок люди, которые прошли страшную войну, и все они не […]...
- Человек в эпоху сталинизма. (По рассказам В. Шаламова) Человек в эпоху сталинизма. (По рассказам В. Шаламова) Душу я не сдам… В. Шаламов ХХ век… Он войдет в историю человечества как век, объявивший войну людям и всему живому, а Гитлер со Сталиным будут названы великими инквизиторами. Но именно сталинизм проявил свою последовательность в отношении к простому человеку. В 1937 году он превратил крестьянина и […]...
- Неужели Гоголь посвящает целый цикл повестей Петербургу? Неужели Гоголь посвящает целый цикл повестей Петербургу? Петербург любили и ненавидели, но равнодушными не оставались. Н. П. Анциферов Невозможно не обратить внимания на то, как подробно Гоголь описывает просторы Петербурга, в которых происходит действие. Сам город является одним из главных героев повестей. Для писателя этот город – живое существо со своим неясным характером, которое с […]...
- Стилистика повестей Н. В. Гоголя В веселом комизме и юморе “Вечеров на хуторе близ Диканьки” Белинский увидел полноту жизни, ее правдивое изображение: “Это комизм веселый, улыбка юноши, приветствующего прекрасный Божий мир. Тут все светло, все блестит радостию и счастием: мрачные духи жизни не смущают тяжелыми предчувствиями юного сердца, трепещущего полнотою жизни. Здесь поэт как бы сам любуется созданными им оригиналами. […]...
- Основная идея повестей Марлинского (Бестужева) Основная идея повестей Марлинского из современной жизни – отрицание общественного уклада, который подавляет и уродует человеческую личность. В повести “Фрегат “Надежда”” (1833) он рисует “бесхарактерный ледяной свет, в котором под словом не дороешься мысли, как под орденами – сердца, свет, это сборище пустых и самовлюбленных людей”. Марлинский противопоставляет дворянскому обществу двух благородных, полных внутреннего достоинства, […]...
- Анализ цикла произведений И. С. Тургенева “Записки охотника”, план Здесь представлена целостная картина России, освещенная любовным, поэтическим отношением автора к родной земле, размышлениями о настоящем и будущем ее талантливого народа. Тут нет сцен истязаний, но именно обыденные картины крепостнической жизни свидетельствуют об античеловеческой сущности всего общественного строя. В этом произведении автор не предлагает нам ярких сюжетных ходов с активным действием, а большое внимание уделяет […]...
- Смысл названия цикла рассказов “Темные аллеи” и “Суходол” Бунина Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина судьба удивительная. При жизни он не был столь славен, как Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он столь разноречивых где шумно-восторженных, а где безоговорочно осуждающих оценок, как символисты. В литературных и читательских кругах с необычным единодушием он был признан Мастером. Вторая мировая война застала Бунина […]...
- Единство цикла рассказов И. А. Бунина “Темные аллеи” Книгу “Темные аллеи” принято называть “энциклопедией любви”. И. А. Бунин в этом цикле рассказов пытался показать отношения двоих с разных сторон, во всем многообразии проявлений. “Темные аллеи” – любимое детище писателя, создававшееся много лет. Здесь воплотились размышления автора о любви. Это была та тема, которой Бунин отдавал все свои творческие силы. Книга столь же многогранна, […]...
- Стихотворение А. Блока “Ты – как отзвук забытого гимна” (Из цикла “Кармен”) (Восприятие, истолкование, оценка) Размышляя о великих возможностях любви, открывающей в человеке неисчерпаемые источники сил и преображающей весь его внутренний “состав”, Блок записывает в начале 1909 года: “… есть страсть – освободительная буря, когда видишь весь мир с высокой горы. И мир тогда – мой…” – и поэт, стремясь выразить и передать это чувство во всем его величии и […]...
- Анализ рассказа “Последний бой майора Пугачева” Шаламова В. Т Это произведение заметно выделяется из всего “колымского” цикла выдвижением на авансцену личности героического типа, не сломленной лагерем и одерживающей моральную победу в сопротивлении Системе. Экспозиция рассказа имеет многоуровневый характер. От передачи особого мироощущения северного края, с характерным для него замедленным течением времени (“так велик… человеческий опыт, приобретенный там”), автор обращается к зарисовке широкою исторического фона […]...
- Сочинение “Рассказы Чехова” В конце девятнадцатого века (в 1898-ом году) были опубликованы несколько новых рассказов Чехова Антона Павловича – “О любви”, “Крыжовник” и “Человек в футляре”. Эти произведения знаменитый писатель объединил не только общей смысловой подоплекой, но и практически одинаковой композицией. Именно поэтому, читающая Россия назвала эти рассказы небольшой трилогией. Рассказ Чехова “Человек в футляре” в первую очередь […]...
- Гулаговская проблематика в прозе Солженицина и Шаламова Воссоздана трагедия, не имевшая аналогов ни в России, ни в мире. В сравнении с дореволюционной тюрьмой оттеняется бесчеловечность тюрьмы советской. “Взрыв атавизма”. Причина возникновения и существования ГУЛага – нравственная, умственная и гражданская слабость общества перед государством плюс беспримерная жестокость власти, как бы мстившей своим подданным за то, что они не такие, какими должны быть по […]...
- О творчестве В. Т. Шаламова Широкому читателю имя Варлама Тихоновича Шаламова было известно с конца 50-х годов, когда вышло насколько сборников его стихов. К тому времени Шаламов провел 15 лет на Колыме. Примечательно, что, находясь в лагере, в 1943 году он получил новый десятилетний срок только за то, что назвал Бунина “великим русским писателем”. “Это имело значительные последствия, может быть, […]...
- Повесть “Княжна Мери” (Какая из повестей больше всего мне понравилась и почему?) Самая объемная повесть большого сложного во всех смыслах романа Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени” – “Княжна Мери”. Самая объемная и по умещающемуся в ней смысле, и физически, и по значению для всего романа. Она очень сложная, ровно как и характер главного героя, который окончательно раскрывается в этой повести. “Княжна Мери”, на мой взгляд, самая […]...
- Рецензия на рассказы Широкому читателю проза Варлама Шаламова стала известна лишь в восьмидесятые годы, когда писателя уже не стало. В ней трагические страницы его биографии и истории нашей страны. Шаламову, прошедшему ад лагерей, хорошо знакомы те ситуации, в которые он ставит своих героев. Поражаешься стойкости автора, его желанию остаться человеком в любой ситуации. Шаламов старается наделить своих положительных […]...
- Особенности построения сюжета повестей и романов Тургенева Основные эпизоды сюжета, посвященные изображению душевных переживаний главных героев, их любовным сближениям и встречам, не могут быть ни особенно многочисленны, ни велики по объему вследствие сосредоточенной и созерцательной эмоциональности содержания и лирического тона повествования. Эпизоды же второстепенные, содержащие бытовые характеристики среды и мотивирующие основной ход событий, не занимают у Тургенева, как уже отмечалось, значительного места […]...
- Анализ рассказа “Галстук” Шаламова В. Т Рассказ открывается перекликающимися с манифестами Шаламова художественно-публицистическими размышлениями повествователя о литературе будущего, сила которой проявится, по его убеждению, в “достоверности” изображения, в том, что “заговорят не писатели, а люди профессии, обладающие писательским даром”, а также о процессе порождения и внутреннего осмысления данного текста: “Как рассказать об этом проклятом галстуке?.. Это не очерк, а рассказ. Как […]...
- Анализ рассказа “Прокуратор Иудеи” Шаламова В. Т Данный рассказ является начальным в сборнике “Левый берег”, названном так по месту на Колыме, где располагалась больница – единственное спасение заключенного. Это произведение, в котором упоминается об активном сопротивлении осужденных, может считаться “эпиграфом” ко всему сборнику, этой “книге о живых – рассказу о сопротивлении, о размораживании замерзшей души, обретении, кажется, навсегда утерянных ценностей”. Кульминацией “Левого […]...
- Как же Белинский прошел мимо юмора “Повестей Белкина”? Пушкину, создателю образа Белкина, с его простодушием и лукавством, автору повестей, пронизанных иронией и юмором, был близок юмор Гоголя. Как же Белинский прошел мимо юмора “Повестей Белкина”? Почему его не пленило простодушие и лукавство Белкина? Почему Белинский не понял “Повестей Белкина”, почему не поддержал Пушкина в его решительном и смелом обновлении русской прозы, почему присоединился […]...
- Тема веры в высшие силы в “Колымских рассказах” В. Т. Шаламова В ряду писателей-философов XX века Варлам Тихонович Шаламов занял свое достойное место. Его “Колымские рассказы” (1954-1973) – попытка поставить и решить важные нравственные вопросы времени, вопросы встречи человека и мира, правды, борьбы человека с государственной машиной, борьбы за себя, внутри себя и вне себя. Возможно ли активное влияние на свою судьбу, перемалываемую зубьями адской государственной […]...
- “Лагерная тема” в творчестве Солженицына и Шаламова Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына “Один день Ивана Денисовича” и “Архипелаг ГУЛАГ”, “Колымские рассказы” В. Шаламова, “Верный Руслан” Г. Владимова, “Зона” […]...