Детское и сказочное в творчестве Л. Н. Толстой

Сочинение по рассказам Л. Н. Толстого. Главный персонаж детских рассказов Толстого – крестьянский ребенок (“Филипок”, “Старый дед и внучек”, “Котенок”, “Девочка и грибы”, “Пожар”). Крестьянские дети в рассказах писателя умны, догадливы, чутки, отзывчивы, настойчивы, трудолюбивы. Эти качества детей писатель раскрывает в их поступках, в действиях, отношении к окружающим.

Один из привлекательных образов – любознательный, настойчивый мальчик Филипок (рассказ “Филипок”). Малыш преодолевает все трудности

и достигает цели – его принимают в школу учиться. Толстой не прощает человеку такие недостатки, как лень, обман. В рассказе “Лгун” он наказывает лгунишку, погубившего своей ложью все стадо овец.

В рассказе “Воробей и ласточки” наказанным остается воробей, захвативший гнездо ласточки. Стайка ласточек, поддерживая родную им птичку, замуровывает воробья в гнезде.

Многие рассказы писателя вызывают у нас глубокое сопереживание (“Акула”, “Прыжок”, “Котенок” и др.). Высокого психологического накала в этих рассказах достигает Толстой быстрым развитием сюжета. В рассказе “Акула”

за двумя плавающими в океане мальчиками погналась акула. Выручают героев находчивость, самообладание отца одного из мальчиков – офицера-артиллериста, метко выстрелившего из корабельной пушки в акулу.

В рассказе “Прыжок” находчивость капитана, приказавшего своему сыну прыгнуть с высокой реи в море, также спасает жизнь мальчику. Не менее трогателен рассказ “Котенок”, где герой прикрывает своим телом от разъяренных собак любимого котенка. Сюжеты этих рассказов динамичны. Одно действие быстро сменяется другим.

Во многих рассказах Толстого изображены правдивые картины сурового крестьянского быта (“Пожар”, “Корова”, “Солдат-кино житье” и др.). Погибла корова, и семья голодает (“Корова”). Отец – солдат, и нет работника в семье: нужда, голод одолевают (“Солдаткино житье”).

Но писатель вводит в рассказы оптимистические ноты.

Ø Возвратился солдат домой и восстановил хозяйство. Ø Заработала бабка 20 рублей, служа у господ нянькой, и купили корову.

Однако в подобных произведениях не встретит протеста героев против существующего строя. Рассказывая детям о быте крестьян, Толстой не вскрывает основных причин тяжелой жизни народа. Толстовское “непротивление злу” пронизывает, как видим, и некоторые его детские рассказы.

Иногда эти идеи выступают в произведении открыто (“Бог правду видит, да не скоро скажет”). Велика заслуга Толстого в создании научно-популярных произведений для детей. Вместо длинных скучных статей писатель обращается к “описаниям”, “рассуждениям”, занимательным историям, живым ответам на детские вопросы “отчего?” и “как?” (“Отчего потеют окна и бывает роса”, “Как волки учат своих детей”, “Магнит”, “Черемуха” и др.).

Писатель знакомит маленьких читателей с явлениями природы, с особенностями животного мира, дает им элементарные сведения из области физики, химии. Он стремился воспитать в детях вдумчивое, чуткое отношение к родной природе. Даже в научной книге Толстой проявляет себя прежде всего как художник, внося в нее, по выражению С. Я. Маршака, “живой голос”, “живые наблюдения” (“Заяц”, “Русак”, “Орел”, “Лебедь” и др.).

В цикле рассказов о Бульке и Мильтоне (“Булька”, “Булька и кабан”, “Фазаны”, “Мильтон и Булька”, “Черепаха”, “Булька и волк”, “Что случилось с Булькой в Пятигорске”, “Конец Бульки и Мильтона”) автор не толко сообщает много интересных сведений о повадках и свойствах собак, фазанов, волков, диких кабанов, но и обращает внимание детей на преданность животного человеку, стремится внушить им любовь ко всему живому. Свойственная Толстому простота и сжатость повествования не исключает сюжетной напряженности эпизодов, выразительности описаний.

Значительно реже обращается писатель к жанру сказки. Большинство его сказок носят познавательный (“Волга и Вазуза”, “Шах и Дон”), реже дидактический (“Три подводы”) или аллегорический характер (“Царь и рубашка”). Толстой пересказал для детей известную сказку Г. X. Андерсена “Царское новое платье” (1858) и поместил ее в “Азбуке”. В дальнейшем он переработал эту сказку, высоко оценивая ее за остро критическую направленность.

Толстой обращался и к русскому былинному эпосу. Сохраняя былинный ритм, он пересказал для детей несколько былин героического содержания, отражающих могущество, силу, патриотические чувства человека из народа (“Микулушка Селянинович”, “Вольга-богатырь”, “Сухман”).

Наблюдая, как дети воспринимают прочитанное им произведение, Л. Н. Толстой отмечал ряд художественных принципов, необходимых в произведениях для маленьких читателей: лаконизм повествования, простоту содержания. Занимательность в произведениях для детей писатель видел в содержании, а не в изощренности и надуманности формы. В рассказе “Прыжок” подробное описание положения мальчика, стоявшего на рее, он заменяет короткой фразой: “Стоило ему оступиться, и он разбился бы о палубу”.

В басне “Собака и повар” Толстой изменяет первоначальный текст на описание, более понятное крестьянскому ребенку. Краткость изложения, однако, не исключила применения писателем художественно-изобразительных средств: эпитетов, метафор, сравнений, антитез (вспомним рассказы “Булька”, “Лев и собачка”). В поисках естественности повествования Толстой нередко применяет прием сказа, когда рассказ исходит от действующего лица или очевидца событий (“Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза”).

Особое внимание обращал он на язык произведений. Художник писал: “Работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно”. Обращаясь преимущественно к крестьянским детям, Толстой стремился к демократизации языка и потому пользовался, по его выражению, “языком, которым говорит народ и в котором есть звуки для выражения всего, что только может делать поэт”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Детское и сказочное в творчестве Л. Н. Толстой