Народный стих

Ой ты, гой eси…

Музыкальность речи достигается стихосложением. Стихосложение — это искусство так подбирать и располагать слова, чтобы их высокие и низкие слоги, то есть слоги ударные и безударные, следовали друг за другом в определенном порядке.
Народный стих основывается на логических ударениях. Число логических ударений в стихе определяет число стоп.
В одну стопу:

Ведь твоя-то мать
Мне родная дочь,
Семи лет она
Во полон взята.

В две стопы:

Уж как пал туман на сине море,
А злодей-тоска в ретиво сердце.

В

три стопы:

Во поле березонька стояла,
Во поле кудрявая стояла.
В четыре стопы:

Ах вы, сени мои, сени, сени новыя мои,
Сени новыя, кленовыя, решетчатыя…

В народных стихах встречается и рифма:

По широкой реке,
По раздольной Оке
Плывет селезень.

Некоторые русские писатели в своих произведениях иногда подражали складу народных песен. Примером этому могут служить многие стихотворения Кольцова и «Песнь про царя Ивана Васильевича» Лермонтова.
Русские писатели до XVIII века не умели слагать стихи. Затем Василий Кириллович Тредиаковский, внимательно присмотревшись к народному стиху, пришел к заключению, что наша версификация, то есть стихосложение, должна быть основана на чередовании высоких и низких слогов. Это открытие Тредиаковского глубоко разработал и счастливо применил на практике Михаил Васильевич Ломоносов.


Народный стих