Ерема – народный герой из поэмы Т. Шевченко “Гайдамаки”

Нашу историю невозможно забыть, так как запеклась она кровью в памяти народной. Особенно страшным был год 1768, когда происходило восстание, известное под названием “Колиевщина”. Наш славный Кобзарь не смог обойти молчанием такой исторический эпизод и написал замечательную поэму – “Гайдамаки”. Это не просто поэма, это целая эпопея героизма и любви к родной земле, перед которой тускнеют даже личные чувства.

Тарас Шевченко прославляет в ней народных предводителей – Гонту и Железняка. А с особой любовью относится он к Ереме Галайде.

Интересно то, что впервые в украинской литературе Шевченко изобразил одним из главных героев поэмы обычного крестьянина, да еще и наймита. Ерема, разумеется, страдал, так как не видел выхода со своего трудного положения. Закомплексованный, униженный, с детства затурканный и затравленный, он волей злой судьбы обречен быть безмолвным, ощущать мучения ревности к Оксане, которая, согласно морали села, не считалась парой безродному незаконнорожденному: “Ерема гнулся, так как не знал.

Не знал, бедолага, что выросли крылья. Что неба достанет, когда полетит…”. Тем не менее высокое достоинство, которое в юности таки заявило о себе, заставило Галайду круто изменить свою судьбу, присоединившись к лагерю восставших.

Он понимает, что только рядом с ними, только в борьбе можно найти свое счастье. Конечно, образ Еремы Галайды, по словам Шевченко, “наполовину выдуманный”. Но именно в нем мы видим черты, присущие беднейшему крестьянству. Перед нами возникает тот г-рой-богатырь, который встречается чуть ли не в каждой украинской сказке.

Чтобы не выделять Ерему от народных рассказов, Шевченко наделяет Галайду традиционными эпитетами: чернобровый казак, сокол, орел сизокрылый. Ерема и ведет себя, как самый обычный крестьянский хлопец. Уже из хвастаний будущего гайдамака одеть любимую, “как паву”, “как гетманшу”, просматривается наивность парня, его простота. Хотя жизнь сильно помяла и покрутила парня, он еще слишком молод, чтобы смотреть на мир философски, ощущать несправедливости родной земли.

Лишь собственное горе и оскорбления делают Ерему мстителем. Чувство потери юноша переживает настолько глубоко, что теряет сознание: “”Оксана. Оксана – едва выговорил Ерема, да и упал наземь”. Но Галайда – это сильный характер.

Пройдет совсем немного времени, и от его урожденного сентиментализма не останется и следа. Галайда уже готов мстить. И все его кровавые поступки вызваны невыразимыми мучениями больного сердца: безнадежностью, мыслями о самоубийстве, сочувствием к девушке-жертве. Такие перепады настроения героя естественные, они целиком объясняют поступки Еремы-страдальца и Еремы-мстителя:

Будто бешеный, Мертвых режет. Мертвых жжет.

Галайда – сын народа, а значит и болеет за народ. Он бьется и за народные несправедливости, и за свои личные, и так бьется, что при упоминании его имени ляхи трясутся от ужаса. За упорство, храбрость, отвагу, за преданность делу полюбил Галайду Максим Железняк: “Получил Максим себе сына На всю Украину”.

Гайдамацкое восстание заканчивается поражением. Но Ерема продолжает биться, в отличие от Гонты и Железняка, ведь именно он является народным героем, а народ – бессмертен. Тяжелой была жизнь украинского народа. Но, наверное, поэтому и рождались такие герои, как Ерема Галайда, чтобы изменить, улучшить жизнь, чтобы получить волю.

Можно, на мой взгляд, с уверенностью сказать, что Ерема – любимейший персонаж Шевченко в “Гайдамаках”. Поэтому и гордится автор своим героем: “Такой – это мой Ерема, Сирота богатый”.



Ерема – народный герой из поэмы Т. Шевченко “Гайдамаки”