Катерина как народный характер в произведении Островского “Гроза”



Драма А. Н. Островского, написанная в 1859 году, имела важное значение как для современников, так и для будущих поколений. В эти годы, за несколько лет до отмены крепостного права, люди – и дворяне, и крестьяне, и интеллигенция – понимали неизбежность перемен. Ощущение предстоящих реформ и наступления нового этапа в развитии общества сопровождалось умиранием старых, привычных порядков.

Вместе с тем у людей появлялись новые идеи, нередко выражавшиеся в открытом протесте. Такой протест продемонстрировала главная героиня пьесы “Гроза”, покончив жизнь самоубийством.
В произведении подняты три основные проблемы того времени: крепостное право, появление нового социального слоя общества – разночинной интеллигенции, и положение женщины в стране. Центральный женский образ – Катерина. Нередко ее называют “жертвой темного царства”.

Выйдя замуж за Тихона, она обрекла себя на безрадостную жизнь в доме Кабанихи и Дикого, и даже чуть было затеплившаяся надежда найти счастье с Борисом потерпела неудачу…
Каков же был характер этой девушки? Что особенного

в ее образе привлекало зрителей пьесы?
На мой взгляд, главная черта Катерины – ее простота и душевность, присущая многим русским людям. Никому не желая зла, она мечтала о счастье и благополучии. Вспоминая о своем детстве и девичьих годах, девушка рассказывает Варваре о том, как формировался мир ее чувств и настроений. Ласка матери, которая в дочери “души не чаяла”, уход за любимыми цветами, которых у Катерины было “Много-много”, вышивание по бархату, посещение церкви, рассказы странниц – такова была жизнь героини до замужества.

Она жила в замкнутом мире, погружаясь порой в сказочные грезы и мечты: “В солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют”.
Катерина добра к окружающим, которые, к сожалению, не замечают этого. Она очень много общается с Варварой, доверяет ей свои сокровенные мысли. Девушка пытается найти отзывчивость в сердце мужа, изо всех сил старается быть ему любящей и верной женой.

Но все попытки разбиваются о рабскую приниженность Тихона и грубость его интересов. Тихон думает только о том, как бы забежать к Дикому “выпить”, покутить…
Катерина говорит языком образным, певучим, очень близким к народу. Скорее всего, на нее повлияли рассказы странниц, нищих, бродяг, которые путешествовали по стране, распространяя устное народное творчество. Из этих рассказов Катерина почерпнула и образные сравнения (точно голубь воркует; дым, точно облака; летала бы, как бабочка), народные обороты (души не чаяла), и певучесть речи, и песни. Думая о Борисе, девушка восклицает: “Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску мою!” В языке героини, кроме того, чувствуется еще и некоторая “книжность”.

Но эти книжные слова взяты не из сентиментальных французских романов, популярных в то время, а опять-таки из речи странниц, рассказывающих “жития разные либо стихи”. Жития – это описания жизни святых, а стихи – это, вероятно, духовные стихи, которые любили распевать нищие и слепые. Именно от них взялись в речи Катерины такие слова, как “храм”, “рай”, “ангелы”, “грех”.

Язык девушки красочнее и ярче, чем у других персонажей “Грозы”.
Натура мечтательная, впечатлительная, с характером “любящим, идеальным”, по определению Добролюбова, Катерина в то же время обладала пылкой и страстной душой. “Такая уж я зародилась горячая! Я лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега.

На другое утро уж нашли верст за десять!” Ее решительность, ее настрой бороться за свое счастье достигают пика, когда Катерина встречает Бориса. Борис, с первого взгляда, не похож на окружающих, он подарил ей новые впечатления и надежду на счастье. К сожалению, только надежду…

Любовь к Борису у девушки была безоглядной, пылкой, не знающей преград. Так любить могут немногие! Весь смысл существования Катерины сошелся в этом человеке.

Эта любовь открывала ей дорогу в иную, лучшую жизнь: “Кабы моя воля, каталась бы я теперь на Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись”. Мечтательность, безграничная любовь, решительность и искренность непременно помогли бы Катерине обрести счастье, но не в обществе Кабаних и Диких, самодуров и лицемеров. Чистая душа девушки не смогла выжить в этом удушливом обществе.

Смерть оказалась предпочтительнее.
Поступок Катерины – доказательство ее духовной силы и смелости. Она не побоялась сделать вызов окружающему обществу. Она не побоялась бороться до последнего за любовь, в отличие от Бориса.
Образ Катерины очень близок и понятен народу. И тем контрастнее она выглядит на фоне самодуров города Калинина. Образ главной героини пьесы по праву принадлежит к лучшим образам женщин не только в творчестве Островского, но и всей русской литературе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Катерина как народный характер в произведении Островского “Гроза”