НАРОД, ЕГО ИСТОРИЯ В ПОВЕСТИ В. Г. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» — КОЛЛЕКЦИЯ СОЧИНЕНИЙ 11 класс
НАРОД, ЕГО ИСТОРИЯ В ПОВЕСТИ В. Г. РАСПУТИНА «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ»
В. Распутин — один из самых ярких представителей «деревенской прозы». Все его книги берут свои истоки от любви к «малой родине». Не случайно в повести «Прощание с Матерой» легко прочитывается судьба родной деревни писателя — Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.
У В. Распутина Матера — и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне, его вполне можно назвать олицетворением русской
Всю деревню надо было переселить на новый выселок на правом берегу Ангары. Но эта перспектива никак не радует стариков. Душа бабки Дарьи обливается кровью.
Ведь в Матере не только она выросла. Это родина ее предков. А сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа.
Она искренне верит: «Нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали ее с пользой и кормились».
Но ей противостоят горе-новаторы. Чтобы ускорить ход переселения, они пытаются оборвать все корни, связывающие
Размышляя о причинах вандализма, Дарья приходит к выводу, что в обществе стало утрачиваться чувство совестливости: «Народу стало много боле, — размышляет она, — а совесть, поди-ка, та же — вот и истончили ее…» Утрату совести герой В. Распутина впрямую связывает с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. Здесь ключевое значение имеют раздумья старшего сына Дарьи — Павла и ее внука Андрея. Павлу тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно уже обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать из Матеры.
Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей ее предков. «Не больно терять это только тем, — считает он, — кто тут не жил, не работал, не поливал своим потом каждую борозду».
Андрею легче. Он уже смолоду вкусил новое. Его тянет к решительным переменам: «Сейчас время такое живое… все, как говорится, в движении.
Я хочу, чтобы было видно мою работу, чтоб она навечно осталась…» В его представлении ГЭС — это вечность, а Матера — уже что-то отжившее. Как он считает, «наша Матера на электричество пойдет». Только в этом ему видится польза родной деревни. В поступках Андрея — путь к духовному одичанию.
Ему изменяет историческая память. Уезжая строить ГЭС, он вольно или невольно освобождает место другим своим единомышленникам — уже «пришлым», которые доделывают то, чем пока еще неудобно заниматься уроженцу Матеры, — чуть ли не насильно заставляют людей покидать обихоженную деревню.
«Пришлые» убеждены, что несут островитянам благо, но пока не осознанное жителями Матеры. С какой решительностью они готовы претворить в жизнь свои планы! Только вот итог плачевен.
С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним — уникальные традиции и обычаи, которые на протяжении многих десятилетий формировали душу народа, его неповторимый характер.
Не случайно сразу же после журнальной публикации повести «Прощание с Матерой» В. Распутин говорил журналистам: «Не стоит обольщаться — нам уже не вернуть многие добрые традиции. Теперь речь идет о том, чтобы сохранить оставшиеся, не отказываться от них с той же легкостью и бесшабашностью, как это было до недавних пор». Этому — спасению земли, жизни, исторических традиций — посвящены творчество и общественная деятельность писателя.