Накипь нигилизма
Нигилизм (от лат. nihil – ничто) – мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.
Впервые человек, проповедующий нигилизм, был представлен в романе Тургенева “Отцы и дети”. Этой мировоззренческой позиции придерживался Евгений Базаров. Базаров – нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру.
Действительно,
Ситников и Кукшина просто карикатурны, фигура Аркадия Кирсанова сложнее.
“Ситников – “ученик” Базарова, как он сам себя называет. Это молодой человек с “тревожным тупым напряжением в “маленьких чертах его прилизанного лица”. На улицах города*** Ситников буквально бросается на Базарова и Аркадия и приглашает
В доме у Кукшиной сама хозяйка дома и Ситников напиваются, начинают с серьезным видом рассуждать о браке, человеческой индивидуальности… В наших глазах это сравнение помогает еще глубже понять характеры настоящих героев времени, драму их жизни”.
В отличие от Базарова, Кукшиной и Ситникову неведомо самопожертвование, способность “наступать на горло собственной песне”. Им нигилистические “прынципы” приносят пользу. Помогают замаскировать внутреннюю человеческую ущербность. У Ситникова это стыд за себя как за сына откупщика – человека, разбогатевшего на продажах крестьянам “дурмана в кабаке”.
У Кукшиной – сознание неудавшейся женской судьбы, отсутствие красоты и вкуса. Наконец-то можно явиться на бал в “грязных перчатках”, разрешено курить! Благодаря нигилизму Ситников утвердился в мысли, что “не должно признавать авторитетов” богатого отца, Авдотья Никитишна обрела предлог жить отдельно от “своего благоверного”.
Но, избавившись от вседневных правил и авторитетов, Ситников и Кукшина не избежали худшего – духовного рабства. Имена философов, обществоведов, химиков, которым они поклоняются, так и пестреют на страницах романа. Кукшина собралась в Гейдельберг.
Зачем? “Помилуйте, там Бунзен (известный химик)! – восклицает Евдоксия с таким энтузиазмом, что даже Базаров “ничего не нашелся ответить”. Минутой позже она гордо произносит: “Рiеrrе Сапожников.., вы его знаете? Помилуйте, Рiеrrе Сапожников.., он еще всегда у Лидии Хостатовой бывает”. “Но сам Маколей…”, “…Прочтите лучше книгу Мишле…”. Все это Евдоксия произносит, “томно уронив руку на смятую подушку дивана”, утомленная собственной просвещенностью.
Но у нее, “как у Ситникова, вечно скребло на душе” от страха показаться отсталыми. Эта неестественность отражается в манере поведения. “Невольно хотелось спросить у ней: “Чего ты пружишься?” Рядом с такими “единомышленниками” самостоятельность, духовная цельность Базарова выступает еще более зримо. Он имеет право с гордостью сказать: “Я ничьих мнений не разделяю: я имею свои”.
Кирсанов Аркадий Николаевич – молодой дворянин, приятель и ученик Базарова. Но, в отличие от Базарова, его увлечение нигилизмом поверхностно. А. К. привлекают в этом учении ощущение свободы, независимость от традиций и авторитетов, право на самоуверенность и дерзость. Герой не задумывается над сутью “нигилизма”.
Кроме того, А. К. добродушен, бесхитростен, прост и очень привязан к дворянским ценностям, образу жизни и т. д. Вначале, во многом под влиянием Базарова, А. К. скрывает свои истинные качества, стремиться подражать своему кумиру – Базарову.