Мой дом – моя крепость
Если рассматривать известную поговорку “мой дом – моя крепость”, то из нее выходит, что дом – это некая оборонительная конструкция. Но от чего укрываться в этой крепости, если время мирное? Каковы в целом требования среднестатистического человека к тому месту, где он проживает?
Что дарует ему счастье именно в этом месте?
Здесь надо отталкиваться от того, что само понятие “счастье” расплывчато, и всякие рассуждения на эту тему упираются в то, что разным людям нужно для счастья разные и многочисленные вещи.
Но всем им,
Есть мнение, что именно наличие в жизни человека подобного “дома-крепости” есть показатель окончательно сложившейся и обретшей счастье личности.
Вспомним главного героя Лермонтовского “Героя нашего времени”
В воспоминаниях о детстве, у Печорина нет чувства тепла, он не желает вернуться в отчий дом. Он совсем еще молод, но ощущение бессмысленности собственной жизни уже овладело им. И в постоянных переездах, равно как и в опасных интригах этого смысла вовсе не видно.
Печорин не видит смысла в поговорке о доме и крепости. Причиной этому: его по-юношески горячая натура, постоянный поиск себя, и вместе с тем осознание того, что ни семейный уют, ни постоянство не в силах одарить его счастьем. Таким образом, намеренно отрицая вечные ценности, желая переживать новые и новые встряски, вкупе со свойственной его натуре неспособностью к счастью, не оставляют герою Лермонтовского романа даже небольшого шанса обрести дом.
А вот в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” герои ощущают себя совершенно по-другому. История Мастера гласит, что когда у него появилась приличная сумма денег, он не стал тратить ее на мимолетные жизненные услады. Он потратил эти купюры на то, чтобы снять подвал и обустроить в нем свой пусть и небольшой, но комфортный мирок. Там, среди книг, он словно за стенами крепости укрылся от тревог реального мира, создав для себя место, чтобы написать роман.
За плечами Мастера определенный жизненный опыт, который и дал ему понять, что для настоящего счастья ему нужно такое место, где было бы спокойно, где он мог бы творить и просто жить. В этот крохотный, но все же такой уютный подвальчик перебралась потом из своих роскошных апартаментов и Маргарита – поближе к своему возлюбленному.
Таким образом, дом является воплощением вечной ценности – обители и крепости, которая защищает от тревожного и суетливого мира. Дарит ощущение спокойствия и постоянства. Но только те, кто внутренне созрели до такого счастья, и обретут настоящий дом-крепость, остальные же обречены на скитания.