Мое восприятие баллад В. А. Жуковского «Светлана» и «Людмила»
«Светлана» — одно из самых знаменитых произведений Жуковского. В ней поэт хотел показать, какой должна быть русская баллада. В начале баллады описывается гадание молодых девушек:
Раз в крещенский вечерок Девушки гадали:За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали…
Уже первые строчки произведения, показывают нам традиционно русский обряд. Гадания, конечно, существуют и в других странах мира, но другие народы не придают таким обрядам особого значения. У нас же принято гадать, начиная с Рождества и до Крещения.
Считается, что в
Светлана опечалена тем, что ее жених исчез и уже давно от него не было известий:
Как могу, подружки, петь? Милый друг далеко;Мне судьбина умереть В грусти одинокой.
Но неожиданно желание героини увидеть возлюбленного сбывается. Он приходит за ней, вместе они садятся на коня и уезжают. Их путь очень нелегок, и вся природа будто предвещает беду:
Вдруг метелица кругом;Снег валит клоками;Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями;Ворон каркает: печаль!
По дороге к ней приходят жуткие видения — сначала гроб, а потом мертвец, который оказывается ее женихом. К счастью, девушке
Но она не жалуется на свою нелегкую судьбу, хотя без жениха ей очень плохо. Баллада заканчивается тем, что возлюбленный героини возвращается к ней живой и здоровый.
После радостного завершения поэмы идет послесловие самого автора, где он пишет, что самое важное для человека — это вера в Бога:
Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон:Здесь несчастье — лживый сон;Счастье — пробужденье.
Другая баллада В. А. Жуковского «Людмила», так же как и «Светлана», рассказывает о молодой девушке, ждущей своего жениха. Ее возлюбленный погибает, но Людмила не хочет мириться со своей судьбой. Она бросает вызов смерти:
Расступись, моя могила;Гроб, откройся, полно жить;Дважды сердцу не любить.
Героиня баллады мечтает о счастье, хочет встретиться со своим женихом, но злая судьба готовит ей смерть:
О Людмила, грех роптанье;Скорбь — создателя посланье;Зла создатель не творит;Мертвых стон не воскресит.
Людмила недовольна своей участью, за это автор наказывает ее. Но, с другой стороны, смерть для девушки — единственное избавление от страданий. Она воссоединяется со своим женихом, только не на земле. Жуковский так представляет смерть своей героини:
Тихий, страшный хор завыл:»Смертный ропот безрассуден;Царь всевышний правосуден;Твой услышал стон творец;Час твой бил, настал конец».
Главная мысль обеих баллад — участь человека зависит от его поступков. Людмила молила Бога о том, чтобы он свел ее с умершим женихом, и он исполнил ее желание. Светлана же, напротив, ни о чем таком не просила, относясь к своей судьбе как к чему-то неизбежному.
Именно поэтому автор награждает ее встречей с возлюбленным.
Василий Андреевич Жуковский очень справедлив в своих произведениях. Если присмотреться внимательно, своим героям он предоставляет то, чего они хотят. В его балладном мире царит закон человечности.