Митрофанушка – характеристика персонажа

Произведение: Недоросль

Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т. к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой.

Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).
Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.
Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: “Он хотя

и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет”.
В Митрофане сочетаются черты тирана и раба. Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума “свой приговор” – идти служить (“По мне, куды велят”).

Рабское воспитание привито герою, с одной стороны, крепостной нянькой Еремеевной, а, с другой стороны, всем миром Простаковых-Скотининых, у которых извращены понятия о чести.
Через образ Митрофана Фонвизин показывает деградацию русского

дворянства: из поколения в поколение невежество увеличивается, а грубость чувств доходит до животных инстинктов. Недаром Скотинин называет Митрофана “чушка проклятая”. Причина такой деградации – в неправильном, уродующем воспитании.
Образ Митрофанушки и само понятие “недоросль” стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.

Митрофанушка
МИТРОФАНУШКА – герой комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” (1781), шестнадцатилетний подросток (недоросль), единственный сын госпожи Простаковой, баловень матери и любимец дворни. М. как литературный тип не был открытием Фонвизина. Русская литература конца XVIII”Шв. знала и изображала таких недорослей, привольно живущих в богатых родительских домах и в шестнадцать лет едва одолевших грамоту.

Эту традиционную фигуру дворянской жизни (особенно провинциальной) Фонвизин наделил родовыми чертами простаковско-скотининского “гнезда”. В доме своих родителей М. – главный “забавник” и “затейник”, выдумщик и свидетель всех историй вроде той, что привиделась ему во сне: как матушка била батюшку. Хрестоматийно известно, как М. пожалел матушку, занятую тяжелой обязанностью бить отца. День М. отмечен абсолютным бездельем: забавы на голубятне, где М. спасается от уроков, прерваны Еремеевной, умоляющей “ребенка” поучиться.

Проболтавшись дядюшке о своем желании жениться, М. тут же прячется за Еремеевну – “старую хрычовку”, по его словам, – готовую жизнь положить, но “дите” “не выдать”. Хамская спесь М. сродни манере его матери относиться к домочадцам и слугам: “урод” и “рохля” – муж, “собачья дочь” и “скверная харя” – Еремеевна, “бестия” – девка Палашка. Если интрига комедии вращается вокруг вожделенной для Простаковых женитьбы М. на Софье, то сюжет сосредоточен на теме воспитания и учения недоросля-подростка. Это традиционная для просветительской литературы тема.

Учителя М. были подобраны в соответствии с нормой времени и уровнем понимания своей задачи родителями. Здесь Фонвизин подчеркивает детали, говорящие о качестве выбора, свойственном именно простаков-скому семейству: по-французски М. учит немец Вральман, точные науки преподает отставной сержант Цыфиркин, который “малую толику арихметике маракует”, грамматику – “образованный” семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения” по разрешению консистории. Отсюда в известной сцене экзамена М. – выдающееся изобретение митро-фановой смекалки о существительной и прилагательной двери, отсюда интригующе-сказочные представления об истории, излагаемой скотницей Хавроньей.

В целом же итог подведен госпожой Простаковой, убежденной, что “без наук люди живут и жили”. Герой Фонвизина – подросток, почти юноша, характер которого поражен болезнью недобросовестности, распространяющейся на всякую мысль и каждое чувство, ему присущее. Он недобросовестен в своем отношении к матери, усилиями которой он существует в комфорте и безделье и которую бросает в момент, когда она нуждается в его утешении. Ко мические одежды образа забавны только на первый взгляд.

В. О. Ключевский относил М. к породе существ, “родственных насекомым и микробам”, характеризуя этот тип неумолимой “размножаемостью”. Благодаря герою Фонвизина слово “недоросль” (прежде нейтральное) сделалось нарицательным обозначением лодыря, лоботряса и лентяя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Митрофанушка – характеристика персонажа