М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
Почему «Песня про царя Ивана Васильевича…» обычно называют поэмой?
Поэма — один из жанров лиро-эпического рода литературы, стихотворное сюжетное повествование. В основе лирического повествования Лермонтова — сюжет о конфликте купца Степана Парамоновича Калашникова и молодого опричника Ивана Грозного — Кирибеевича.
Как вы объясните такое длинное и обстоятельное название этого произведения?
В полном названии поэмы на первые места выведены царь Иван Грозный и его опричник (без упоминания имени), что
В заглавии названы три героя. По сюжету же происходит столкновение только двух соперников. Какую роль в этом произведении играет царь Иван Васильевич?
Иван Грозный воплощает идею деспотической, тиранической власти. В эпоху николаевской деспотии понятен интерес Лермонтова к фигуре Ивана Грозного: поэт сопоставляет Русь времен
Выделите важнейшие события сюжета этого произведения. Найдите завязку, кульминацию и развязку. Есть ли в этой поэме экспозиция и эпилог?
Завязка — пир у Ивана Грозного.
Кульминация — бой Калашникова с Кирибеевичем.
Развязка — казнь Калашникова.
Эпилогом можно считать строфу, в которой говорится о том, какую память оставил Степан Парамонович в народе.
Своеобразной экспозицией можно назвать зачин поэмы.
Как проявилась в поэме связь с фольклором? Выпишите из текста примеры, иллюстрирующие художественные приемы фольклора.
Произведение написано в особом жанре — песни. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества.
Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются герои, не авторские, а обобщенно-народные.
Художественная структура поэмы приближает ее к произведениям устного народного творчества: традиционные эпитеты (вино сладкое заморское, очи зоркие, буйный молодец, дума крепкая, заря алая, красны девушки, косы русые, буйная головушка, тучки синие, солнце красное и др.); сравнения (ходит плавно — будто лебедушка, молвит слово — соловей поет); инверсии (плечи богатырские, слово грозное и т. д.); многочисленные случаи синтаксических повторов и прямого и отрицательного параллелизма:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич…