Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова характеристика образа Калашникова



Образ купца Калашникова. Героическое начало в поэме связано с образом “смелого купца” Калашникова. В этом образе Лермонтову удалось создать характер, близкий по своим качествам к герою русского эпоса.

Сознание личного и социального достоинства, жажда справедливости, мужество, самоотверженность, честность, прямота, отсутствие холопства в отношении к царю – таковы основные черты Калашникова как истинно народного героя. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек,

действующий во имя долга и чести. Поэтому в сцене поединка, еще не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обличающие слова Калашникова заставили “удалого” Кирибеевича побледнеть и замолчать (“На раскрытых устах слово замерло”). Заключающая “Песню…” картина “безымянной могилки”, вызывающей сочувственный отклик народных масс, гусляров вдохновляющей на песню, придал подвигу Калашникова, почившего “за святую правду-матушку”, народное значение.

Носитель чести в “Песне…” – московский купец Калашников, человек независимого,

свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:
А зовут меня Степан Калашников,
А я родился от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною, ‘
Не таился от свету небесного.

Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, свое происхождение, свое независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последнева”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, “народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям. Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: “Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!” Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи – в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя.

Это не просто месть, наказание “бусурманскому сыну”, это и не страх “злых охульников”: Калашников наделен высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнен и погребен не по христианскому обряду, а как разбойник – промеж трех дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил по себе добрую. память:
Пройдет стар человек – перекрестится,
Пройдет девица – пригорюнится/
А пройдут гусляры – споют песенку.

Суд царский разошелся с судом народным. Калашников, казненный царем и “оклеветанный молвой”, становится народным героем.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова характеристика образа Калашникова