М. Ю. Лермонтов. Мцыри. Определите в поэме место исповеди

Сначала у поэмы был иной эпиграф: «У каж­дого есть одно отечество», потом Лермонтов заме­нил его на тот, который вы видите во всех изданиях: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Это цитата из Библии (Первая Книга Царств). Как вы можете объяснить значение каждого из этих эпиграфов?

Первоначальный эпиграф был заменен, видимо, потому, что идейный смысл поэмы оказался шире: не только о любви к Родине говорится в произведении. Поэт заменяет первое изречение другим, взятым из Библии: «Я отведал немного меду, и вот я должен умереть…»

Поэма Лермонтова ставила перед читателями вопрос о судьбе и правах личности, о смысле жизни, о том, какой должна быть человеческая жизнь, и отвечала на них словами Мцыри, зовущими к свободе, к «вольности святой», прославляющими радость борьбы и слияния с миром.

Определите в поэме место исповеди Мцыри.

Исповедь Мцыри занимает централь­ное место в поэме — строфы с 3 по 26. Собственно исповедь — с 3 по 8 стро­фы. Строфы с 9 по 26 — вдохновенный рассказ Мцыри о «трех блаженных днях», проведенных на воле. Исповедь — это откровенное, честное признание в своих поступках, сообщение своих

мыслей, взглядов, стремлений; исповедаться — значит покаяться в своих грехах, ниче­го не утаить.

Однако исповедь Мцыри — не покаяние, а утверждение своего права на свободу, волю. «И о прощенье не молю», — говорит он старому монаху, пришедшему к нему «с увещеваньем и мольбой».

Перечитайте две первые и две последние строфы. Какую роль играет обрамление в этом про­изведении?

Две первые строфы поэмы пред­ставляют собой введение, предшествую­щее монологу-исповеди Мцыри и содер­жащее ряд фактов — о месте, где нахо­дился монастырь и куда был отдан заболевший в дороге пленный мальчик, говорится о поведении шестилетнего ре­бенка, в котором «могучий дух отцов» заставил его «тихо, гордо» умирать и от­вергать предложенную пищу. Затем рас­сказывается о его дальнейшей судьбе, о побеге из монастыря и о том, что спустя три дня его нашли без чувств в степи «и вновь в обитель принесли». «Собрав ос­таток сил», Мцыри рассказывает монаху о причинах своего побега из монастыря, который он постоянно называет тюрь­мой, и о трех днях пребывания на воле.

Последние строфы — это прощание Мцыри с жизнью, прощание со своей меч­той увидеть родину. Эти строки полны глубокой горечи. Он готов и рай, и вечность променять за несколько минут, проведенных в местах, где прошло его детство. Предчувствуя скорую смерть, Мцыри просит монаха выполнить его единственную просьбу: похоронить в том месте, откуда виден Кавказ, в надежде, что тот пришлет ему прощальный привет с его родины.

Ни одного слова о прощении не услышал от гордого юноши старик мо­нах. Последние мысли Мцыри о родине, свободе, жизни.

Монолог Мцыри состоит из двух частей: в гла­вах (строфах) 3-8 перед нами собственно испо­ведь, а в главах 9-26 — рассказ о днях, проведен­ных на воле. Что отличает эти части друг от друга?

В собственно исповеди Мцыри раскрыва­ет свою душу старому монаху, спасшему его однажды от смерти, и объясняет, чем вызван был его побег, такой неожидан­ный для всех. Он убегает в то время, ког­да, казалось, готов был «изречь монаше­ский обет». Никто не знал, что внешне по­корный, «душой дитя, судьбой монах», Мцыри мечтал о свободе и знал «одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть» — во что бы то ни стало попасть на родину.

Мцыри противопоставляет жизни монахов «средь душных келий и молитв» — жизнь, полную тревог и битв. Он раскрывает и цели своего побега:

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

Мцыри осмысливает увиденное за три «блаженных» (в высшей степени счастли­вых) дня на воле.

Он узнал в эти дни, как прекрасен мир, почувствовал слияние с природой, несмот­ря на все опасности и страдания, испытан­ные им по пути на родину. «Ты хочешь знать, что делал я на воле?» — обращается Мцыри к монаху, и сам отвечает: «Жил». Какой смысл вкладывает герой в это сло­во? Что значит жить для него?

В этом слове и отрицание предшествующей жизни в монастыре-тюрьме, и пережитое им чувство свободы, и сознание, что только на воле человек может чувствовать себя сча­стливым, ощущать полноту жизни.

Строфы с 9 по 26 это рассказ Мцыри о каждом из трех дней, проведенных на воле: о красоте окружающего мира, о встрече с грузинкой, о бесстрашии в бою с могучим барсом и своей победе, об от­чаянии, когда он услыхал колокольный звон. Мцыри рассказывает монаху о том, что он пережил, увидел, узнал, понял за эти три «блаженных» дня. События изла­гаются им последовательно, параллельно он передает свое душевное состояние, мысли, вызванные каждым из описанных моментов.

Так, бой с барсом дает возмож­ность утверждать, что он «мог быть в краю отцов не из последних удальцов», звук колокола заставляет обессилевшего Мцыри с болью признать, что ему «на ро­дину следа не проложить уж никогда».


М. Ю. Лермонтов. Мцыри. Определите в поэме место исповеди