М. Ю. Лермонтов. Мцыри. Можно ли в описании каждого из трех дней побега найти доказательства неизбежности пораже­ния героя

Можно ли в описании каждого из трех дней побега найти доказательства неизбежности пораже­ния героя и в то же время утверждения его духов­ной мощи?

Уже в строфе 6 дан пейзаж, который от­крывается Мцыри из «высокой башни уг­ловой» еще до своего побега. Он видит разделенные потоком «темные скалы», простершие друг к другу «каменные объятья» в надежде соединиться, однако это невозможно: «Но дни бегут, бегут года — \ Им не сойтиться никогда!» Это как бы предсказывает тщетность усилий Мцыри обрести снова родину, неосущест­вимость

его желаний и порывов.

Приближение трагического финала ощущается и дальше, начиная со строфы 14. Герой подавляет силой воли жела­ние пойти за молодой грузинкой, так по­разившей его прекрасным голосом и красотой, помня о главной цели своего побега.

Приближение ночи, потеря в не­скончаемом лесу дороги, сам лес, ста­новящийся «страшней и гуще каждый час», «миллионы черных глаз» ночи, ко­торая смотрит «сквозь ветви каждого кус­та», пропавшие из вида горы — все это предвещает близкую катастрофу, дает по­чувствовать трагизм положения героя.

Однако «могучий дух» Мцыри пре­одолевает

свою слабость: юноша собирает последние силы, чтобы предупредить прыжок барса, который «смертью ему грозил», вступает с опасным хищником в единоборство и в ожесточенном бою побеждает своего противника. И вновь, «собрав остаток сил», он заставляет себя найти дорогу, выйти из леса, где он чуть не погиб. Ему удалось выйти из леса и ус­лышать далекий звон монастырского ко­локола.

Познав «блаженство вольности», Мцыри особенно остро почувствовал драматизм своего положения: «судьба смеялась надо мной». Огонь безжалостного дня лишил его последних сил и надежд когда-нибудь увидеть свою «родную сторону». В монас­тыре, куда был принесен в тяжелом со­стоянии, он «на допрос не отвечал», все «увещевания» монаха «гордо» выслушал, но не стал просить прощения за свое бегство из монастыря.

Последние слова Мцыри проникнуты тоской по «милой стране».


М. Ю. Лермонтов. Мцыри. Можно ли в описании каждого из трех дней побега найти доказательства неизбежности пораже­ния героя