М. Ю. Лермонтов. Мцыри. Битва с барсом признана кульминацией поэмы. Докажите это
Битва с барсом признана кульминацией поэмы. Докажите это. Четырехстопный ямб с мужской рифмой, “звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву, – пишет В. Г Белинский. – Упругость, энергия и звучное однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы”.
Найдите строфы, которые бы с особой силой подтвердили это суждение великого критика.
Бой с барсом введен в сюжет поэмы Лермонтовым в тот момент, когда,
Строфы 16, 17
Рассмотрим теперь более подробно строфы, представляющие собой кульминацию, и обратим внимание на те чувства, которые охватывают Мцыри при виде барса и в битве с ним. Сначала это напряжение всех сил, чувство готовности к бою (“жажда борьбы и крови”), далее это упоение открытой и честной схваткой (жизнь “тревог и битв”, о которой он мечтал), полное слияние с дикой природой (“И я был страшен в этот миг; \ Как барс пустынный, зол и дик, \ Я пламенел, визжал, как он”), чувство радости и торжество победы. Таковы чувства, овладевшие Мцыри в этот момент его жизни и свободы.
Высказывание В. Г. Белинского об особенностях стиха в поэме имеет прямое отношение к строфам, рисующим бой Мцыри с барсом.
При чтении строфы 16 и начала строфы 17 обратим внимание на стиховые переносы, которые использует Лермонтов.
Справка. Стиховой перенос – это несовпадение синтаксической и ритмической паузы в стихе (конец фразы не совпадает с концом стиха, часть фразы переносится на следующую строку). Например:
Непроницаемой стеной Окружена, передо мной Была поляна…
Частое использование пауз, стиховых переносов в строфе 16 способствует замедленному темпу повествования, приближает ритм стиха к ритму повествовательной речи – чувствуется ожидание схватки.
Я Ждал. И вот в тени ночной Врага почуял он, и вой…
Раздался вдруг.
Как только противники схватываются в поединке (“Бой закипел, смертельный бой!”), напряжение борьбы подчиняет себе ритм, убыстряет его, делает стих упругим, энергичным, звучным. По словам
В. Г. Белинского, четырехстопный ямб с мужской рифмой (ударение на последнем слоге) “звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву”:
Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор Широкий лоб его рассек…
И наконец, последние строки строфы18 – слова Мцыри о побежденном противнике, о котором он говорит с уважением, признавая его мужество:
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!..