М. Ю. Лермонтов. Мцыри. Определите в поэме место исповеди



Сначала у поэмы был иной эпиграф: “У каж­дого есть одно отечество”, потом Лермонтов заме­нил его на тот, который вы видите во всех изданиях: “Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю”. Это цитата из Библии (Первая Книга Царств). Как вы можете объяснить значение каждого из этих эпиграфов?

Первоначальный эпиграф был заменен, видимо, потому, что идейный смысл поэмы оказался шире: не только о любви к Родине говорится в произведении. Поэт заменяет первое изречение другим, взятым из Библии: “Я отведал немного меду, и вот я должен умереть…”

Поэма Лермонтова ставила перед читателями вопрос о судьбе и правах личности, о смысле жизни, о том, какой должна быть человеческая жизнь, и отвечала на них словами Мцыри, зовущими к свободе, к “вольности святой”, прославляющими радость борьбы и слияния с миром.

Определите в поэме место исповеди Мцыри.

Исповедь Мцыри занимает централь­ное место в поэме – строфы с 3 по 26. Собственно исповедь – с 3 по 8 стро­фы. Строфы с 9 по 26 – вдохновенный рассказ Мцыри о “трех блаженных днях”, проведенных на воле. Исповедь – это откровенное, честное признание в своих поступках, сообщение

своих мыслей, взглядов, стремлений; исповедаться – значит покаяться в своих грехах, ниче­го не утаить.

Однако исповедь Мцыри – не покаяние, а утверждение своего права на свободу, волю. “И о прощенье не молю”, – говорит он старому монаху, пришедшему к нему “с увещеваньем и мольбой”.

Перечитайте две первые и две последние строфы. Какую роль играет обрамление в этом про­изведении?

Две первые строфы поэмы пред­ставляют собой введение, предшествую­щее монологу-исповеди Мцыри и содер­жащее ряд фактов – о месте, где нахо­дился монастырь и куда был отдан заболевший в дороге пленный мальчик, говорится о поведении шестилетнего ре­бенка, в котором “могучий дух отцов” заставил его “тихо, гордо” умирать и от­вергать предложенную пищу. Затем рас­сказывается о его дальнейшей судьбе, о побеге из монастыря и о том, что спустя три дня его нашли без чувств в степи “и вновь в обитель принесли”. “Собрав ос­таток сил”, Мцыри рассказывает монаху о причинах своего побега из монастыря, который он постоянно называет тюрь­мой, и о трех днях пребывания на воле.

Последние строфы – это прощание Мцыри с жизнью, прощание со своей меч­той увидеть родину. Эти строки полны глубокой горечи. Он готов и рай, и вечность променять за несколько минут, проведенных в местах, где прошло его детство. Предчувствуя скорую смерть, Мцыри просит монаха выполнить его единственную просьбу: похоронить в том месте, откуда виден Кавказ, в надежде, что тот пришлет ему прощальный привет с его родины.

Ни одного слова о прощении не услышал от гордого юноши старик мо­нах. Последние мысли Мцыри о родине, свободе, жизни.

Монолог Мцыри состоит из двух частей: в гла­вах (строфах) 3-8 перед нами собственно испо­ведь, а в главах 9-26 – рассказ о днях, проведен­ных на воле. Что отличает эти части друг от друга?

В собственно исповеди Мцыри раскрыва­ет свою душу старому монаху, спасшему его однажды от смерти, и объясняет, чем вызван был его побег, такой неожидан­ный для всех. Он убегает в то время, ког­да, казалось, готов был “изречь монаше­ский обет”. Никто не знал, что внешне по­корный, “душой дитя, судьбой монах”, Мцыри мечтал о свободе и знал “одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть” – во что бы то ни стало попасть на родину.

Мцыри противопоставляет жизни монахов “средь душных келий и молитв” – жизнь, полную тревог и битв. Он раскрывает и цели своего побега:

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.

Мцыри осмысливает увиденное за три “блаженных” (в высшей степени счастли­вых) дня на воле.

Он узнал в эти дни, как прекрасен мир, почувствовал слияние с природой, несмот­ря на все опасности и страдания, испытан­ные им по пути на родину. “Ты хочешь знать, что делал я на воле?” – обращается Мцыри к монаху, и сам отвечает: “Жил”. Какой смысл вкладывает герой в это сло­во? Что значит жить для него?

В этом слове и отрицание предшествующей жизни в монастыре-тюрьме, и пережитое им чувство свободы, и сознание, что только на воле человек может чувствовать себя сча­стливым, ощущать полноту жизни.

Строфы с 9 по 26 это рассказ Мцыри о каждом из трех дней, проведенных на воле: о красоте окружающего мира, о встрече с грузинкой, о бесстрашии в бою с могучим барсом и своей победе, об от­чаянии, когда он услыхал колокольный звон. Мцыри рассказывает монаху о том, что он пережил, увидел, узнал, понял за эти три “блаженных” дня. События изла­гаются им последовательно, параллельно он передает свое душевное состояние, мысли, вызванные каждым из описанных моментов.

Так, бой с барсом дает возмож­ность утверждать, что он “мог быть в краю отцов не из последних удальцов”, звук колокола заставляет обессилевшего Мцыри с болью признать, что ему “на ро­дину следа не проложить уж никогда”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

М. Ю. Лермонтов. Мцыри. Определите в поэме место исповеди