Любовь и одиночество в судьбе Евгении Гранде (по роману О. де Бальзака)

Перу классика французской литературы — Оноре де Бальзака — принадлежит огромное количество произведений. На их страницах писатель вел наблюдения за человеческой природой и отношениями, за нравами и обычаями своей эпохи. Большинство произведений автора входят в его грандиозную эпопею «Человеческая комедия», глубоко и развернуто представляя отношение Бальзака к тому, что он видел и над чем размышлял.
Роман «Евгения Гранде», написанный в 1833 году, описывает судьбу девушки, живущей в обществе, в котором все подчинено власти

денег. Богатство — вот главная ценность и смысл жизни для большинства людей в окружении Евгении. Отец героини выбился из простолюдинов в буржуа и стал одним из самых влиятельных людей в Сомюре.

Его основным жизненным принципом стало сбережение и приумножение своих капиталов. Именно этому было подчинено все в существовании господина Гранде и его семьи.
По сути, юная героиня никогда не чувствовала того, что она является дочерью очень богатого человека. С самых ранних лет Евгения трудилась, не покладая рук. В ее доме была самая суровая, бедная обстановка.

Вспомним, что когда Шарль Гранде в первый раз

появился в доме своего дяди, он подумал, что дела этой семьи плохи — настолько убогой в доме была обстановка и угощение.
Отец дарил Евгении небольшие подарки, утешая себя тем, что они составят приданое дочери. Вопрос с замужеством Евгении решал, конечно же, тоже отец. И мать, и дочь Гранде привыкли во всем его слушаться, беспрекословно выполнять все его требования.
За руку и состояние героини боролись два претендента — сын банкира де Грассена и племянник нотариуса Крюшо. Думаю, что Евгения не испытывала симпатии ни к тому, ни к другому. Но в обществе, где первейшей ценностью являются деньги, а также слово мужчины, чувства не берутся в расчет.

Мне кажется, что даже сама героиня принимала это как данность, ведь брак и с Грассеном, и с Крюшоном мог принести немалую выгоду семейному капиталу, а это, по мнению Гранде, было самым важным.
Но Бальзак показывает нам, что жизнь по сугубо материалистическим принципам приводит к трагедии. И наказывается очень жестоко. В один прекрасный момент в жизни Евгении появляется Шарль Гранде.

Этот еще совсем молодой человек прибывает в Сомюр с предсмертным письмом отца и переворачивает всю жизнь главной героини.
До появления Шарля Евгения не знала любви. В свои двадцать три года эта смирная девушка жила однообразной, тихой и размеренной жизнью. Ее постоянной спутницей и собеседницей была мать — и только.

Шарль поначалу пробудил в девушке еще смутное, неясное, но чувство. Из-за симпатии к своему двоюродному брату она даже пошла на неслыханную дерзость — попросила служанку разжечь камин в комнате гостя.
Постепенно между молодыми людьми разгорается чувство. Юные и романтически настроенные Шарль и Евгения клянутся друг другу в вечной любви, наслаждаются обществом друг друга, строят планы на будущее.
Ради своего возлюбленного Евгения была готова на все. Она отдает Шарлю свои сбережения, составленные из подарков отца. Девушка знает, что отец придет в ярость, обнаружив это, но рискует ради любимого человека.
Между тем Шарль отбывает в Ост-Индию в поисках счастья и богатства. Евгения остается ждать его. Надежды, мечты и воспоминания скрашивают суровую жизнь девушки в доме отца.

А жизнь там становится все тяжелее и тяжелее — папаша Гранде, обнаружив «провинность» дочери, свирепствует. Своей злобой и скупостью он доводит до смертного одра жену и чуть ли не до самоубийства — Евгению. Лишь смерть жены заставляет старика Гранде немного одуматься.
Евгения остается один на один со своим отцом, с одиночеством и тоской по любимому, с жестоким миром денег и наживы. От Шарля нет никаких вестей, и жизнь героини течет вяло и однообразно. Отец, предчувствуя свою скорую кончину, начинает вводить Евгению во все дела, попутно прививая ей свою философию скупости.

В итоге Гранде одерживает победу — он делает из дочери свое подобие, одинокое замкнутое существо, занимающееся накоплением семейных капиталов.
Такой печальной участи Евгении способствует и то, что Шарль, вернувшись во Францию, превратился в совершенно другого человека. Он повзрослел и стал играть по правилам «мира денег». Свою жизнь он подчинил приобретению богатства, поэтому собирался жениться на богатой наследнице.

О Евгении герой теперь и не вспоминал. Он считая себя свободным от всех обязательств, прислав кузине чек на определенную сумму.
Это событие стало для Евгении, все эти годы жившей своим чувством к Шарлю, сильнейшим ударом. В отчаянии она решает выйти замуж за нелюбимого Крюшо. Однако, и после предательства Шарля, девушка не превращается в мстительную озлобленную женщину — героиня помогает кузену расплатиться с долгами. Именно тогда Шарль узнает, что Евгения является обладательницей семнадцати миллионов.

Но уже поздно. Героиня становится мадам Крюшо, поклявшейся перед алтарем любить и почитать своего нелюбимого мужа. Так Евгения и делала на протяжении многих лет, пока господин Крюшо не умер.
В финале романа мы узнаем, что героиня живет той же жизнью, что жил и ее отец. И что, возможно, она снова выйдет замуж — за богатой невестой ухаживает барон.
Евгения превратилась в человека, вполне вписывающегося в общество денег. Это стоило ей немалых усилий, потому что душа благородной и чувствительной героини была совершенно иной, стремилась жить по другим идеалам. Пройдя через боль, страдания и унижения, Евгения зачерствела, закрылась, приспособилась.

А что ей оставалось еще?
В своем романе Бальзак показывает нам, как жестокое бездушное общество калечит людей, делает их несчастными, убивает их душу, превращая в серые безжалостные тени. Судьба Евгении Гранде, ее любовь и одиночество — наглядное тому подтверждение.


Любовь и одиночество в судьбе Евгении Гранде (по роману О. де Бальзака)