Любовь есть Бог или Дьявол? (по роману М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”)
Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – произведение новаторское и “нестандартное”. Взгляд на мир и человека, изложенный в нем, отличается от традиционных представлений о Добре и Зле, о Свете и Тьме. Так, Булгаков утверждает, что для существования этого мира равно необходимо наличие и Бога, и Дьявола.
Поэтому писатель показывает, что все в жизни человека, да и сам человек, состоит из двух сторон – темной и светлой, божественной и дьявольской. Даже любовь – самое светлое и чистое чувство – обладает этим свойством.
Носителями
Однако за внешним благополучием скрывалось глубокое несчастье этой героини, ведь она никогда не любила своего мужа. В богатом доме, среди роскошной обстановки, Маргарита чувствовала себя самой несчастной женщиной на свете: “Она была счастлива? Ни одной минуты!”
Но все изменилось в один миг: “Кто
Маргарита становится для талантливого художника любимой женщиной (“тайной женой”), музой, другом, матерью. Все время, пока мастер писал свой роман о Понтии Пилате, героиня опекала его, вдохновляла на творчество, придавала силы: “Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером
Маргарита говорила, что в романе, созданном мастером, “вся ее жизнь”. И это было действительно так, поэтому справедливо сказать, что история о Понтии Пилате – это совместное творение, дитя любви мастера и Маргариты.
Таким образом, Булгаков тесно связывает любовь и творчество как неизбежное порождение настоящего чувства: по мнению писателя, тот, кто любит, всегда является творцом, созидателем Прекрасного в этом мире.
Однако идиллическая картина любви и творчества разрушилась в один миг – тогда, когда мастер вышел из своего уютного подвальчика “в мир”, попытался предъявить свое творение обществу и людям.
Мгновенно мастер оказался во враждебном и безумном окружении Москвы 30-ых гг. 20 века. Все и все здесь живут по неестественным законам – прямо из своих квартир исчезают люди, в учреждениях царит засилье бюрократии, процветают взяточничество, приспособленчество, беспринципность и безнравственность в самом широком понимании этих слов.
Моделью этого страшного мира в миниатюре, некой концентрацией всех пороков является в романе литературный мир и его бюрократический “представитель” МАССОЛИТ. Автор показывает, что ни один из трех тысяч ста одиннадцати членов этой многоуважаемой организации не выполняет свои непосредственные обязанности – не занимается литературным творчеством. Но зато все члены МАССОЛИТа с завидной энергией решают квартирные, продовольственные, дачные и прочие житейские проблемы.
Все они – Берлиоз, Латунский, Лаврович, Рюхин – давно и твердо усвоили, что и как следует писать, чтобы обеспечить себе положение в обществе.
Булгаков подчеркивает, что истинное творчество к поделкам этих конъюнктурщиков не имеет никакого отношения. Однако они “устанавливают правила” и решают, что увидит свет и дойдет до читателя, а что – нет. Безусловно, в этом обществе судьба мастера и его творения оказывается предопределенной: герой попадает в клинику Стравинского как душевнобольной.
Так, мастер теряет не только свой роман, но и возлюбленную. Это рождает в нем глубокое отчаяние и нежелание жить – герой больше не хочет существовать в мире, где царят “насилие, плохие стихи и социальный заказ”.
И только любовь способна возродить мастера. Его спасает Маргарита, перешедшая ради любимого на сторону темных сил – Воланда и его свиты. Тем самым автор подчеркивает, что Добро бессильно что-либо изменить в той вакханалии, которая творится в Москве.
Лишь Князь Тьмы способен как-то повлиять на ситуацию.
С помощью Воланда Маргарита вновь воссоединяется с мастером, чтобы уже никогда не разлучаться. Но, кроме этого, героине, превратившейся в ведьму, удается отомстить обидчикам своего возлюбленного: “Разрушение, которое она производила, доставляло ей жгучее наслаждение, но при этом ей все время казалось, что результаты получаются какие-то мизерные. Поэтому она стала делать что попало”.
В финале мастер и Маргарита обретают то, чего всегда так жаждали, – они получают вечный покой и возможность быть вместе: “…слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, – тишиной… А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я”.
Таким образом, роман Булгакова говорит нам о том, что любовь и порожденное ею творчество имеют как темные, так и светлые стороны. Однако они, несомненно, от Бога, и являются вечными ценностями в жизни человека. Даже в самых жутких условиях, в самые страшные времена, только они способны поддержать, придать смысл существованию, сохранить Свет в душе.