Леонид Глибов «Химерический малыш», «Что за птица»

Цель: рассказать пятиклассникам о выдающемся баснописце, поэте Леониде Глибове, ознакомить их с оригинальными стихотворными загадками Леонида Глибова, раскрыть их фольклорную основу; развивать мышление, память, сообразительность, творческое воображение учеников, интерес к литературной загадке; воспитывать любопытство к творчеству Л. Глибова.

Оборудование: Портрет писателя, издание загадок Л. Глибова, сборник «Разукрашенный осел».

Малыши учат те солнечные слова,

Что будто волшебник из рукава,

Ты сыпал ими — и в доброте

не ошибся.

М. Рыльский

Ход урока

I. Эмоциональное начало урока. Рассказ учителя

Село Холмы на Полтавщине. Длинный низенький дом в саду. Перед домом клумба с цветами. На них между роем пчел работает русый мальчик.

Он первый приветствует гостей, которые идут к отцу — Ивану Назаровичу Глибову или к матери — Арине Гавриловне. А ему улыбкой отвечают: — Здравствуй, Лелик Цветистый кролик! Так ласково встречали знакомые влюбленного в цветы мальчика — будущего украинского баснописца и поэта Л. И. Глибова.

II. Объявление темы и цели урока, его мотивация

III. Изучение нового материала

1.

Описание внешности Л. Глибова.

Высокий открытый лоб свидетельствует о мудрости человека. А крепко сжатые тонкие губы, выразительный подбородок, который немного выступает вперед, говорит о его мужественном и стойком характере. И странные глаза.

Будто добрые и кроткие, тем не менее, какие-то далекие, отчужденные, без живого огонька. Словно потухли. Действительно, это глаза человека, который уже почти ничего не видит.

Где-то после 50 лет Л. Глибов начал слепнуть, и под старость он почти ослеп.

2. Рассказ о Л. Глибове.

Родился Л. Глибов 5 марта 1827 года в селе Большой Подол Королевского уезда на Полтавщине, со временем семья переехала в село Холмы. Здесь и прошло его детство. Мальчик любил слушать народные песни, сказки. Особенно нравились сказки о животных, которые часто рассказывала маленькому баба Одарка.

Все сказочные персонажи возникали перед его внутренним взглядом яркими и колоритными, со своими привычками и повадками. Звериное царство казалось чрезвычайно подобным человеческому. И хитрая Лиса, пугливый Заяц, и жестокий Волк, алчный Медведь находили среди людей своих двойников. Наверное, именно это развитое воображение, умение замечать сущностное, определяющее, юмористический взгляд на мир сформировали уже в юном Глибове баснописца.

Как свидетельствуют биографы писателя, еще мальчиком он написал сатиру на одного злого местного пана.

В 13 лет Глибова отдали учиться в Полтаву в гимназию, где он и пробует себя как поэт. Правда, пишет на русском языке. В 1847 году в Полтаве выходит книга юного автора — «Стихотворения Леонида Глибова».

Однако она принесла не только радость, а и определенные неприятности: инспектор гимназии рассердился, что ученик посмел печатать без разрешения начальства. Неожиданно случилось еще одна беда: Леонид заболел. Он оставляет гимназию и возвращается к родителям. Аж в 1855 году, уже состоящим в браке, Глибов заканчивает свое обучение.

На родном хуторе Глибов много читает. Наибольшее впечатление на него оказал «Кобзарь» Шевченко и сборник басен Гребенки. Глибова заинтересовывает жанр басни, и он начинает работать в этом жанре.

Глибов успешно вплетает в басню мотивы сказки, загадки, песни, объединяет сатиру, юмор и лиризм.

Язык его басен афористический, щедро переткан пословицами и поговорками.

«Народный язык сам по себе точный, а он из него выбирает самые точные, нужные слова, пословицы. И все это шлифует, обрабатывается рукой большого мастера и в виде крылатых выражений и возвращается народу» (Д. Билоус).

Баснописцу судилась довольно нелегкая жизнь, преисполненная бытовых неурядиц, материальных нужд, подозрений, преследований. И он никогда не терял ценнейших сокровищ своей души — искренности, человечности, доброты.

Хлопоты о куске хлеба не затмевали Леониду Ивановичу цели его жизни: жить и работать для людей. Учительствуя на Подолье, в Чернигове, он оставил о себе хорошие воспоминания среди воспитанников, так как никогда не наказывал детей, не заставлял зубрить, а преподавал свои предметы (историю и географию) интересно и восторженно, щедро засевая детские души зерном доброго и умного. Издавая «Черниговский листок», пропагандировал на страницах еженедельника прогрессивные педагогические взгляды, поддерживал идею создания «воскресных школ» для народа с обучением на родном языке.

Со временем власть запретила издавать журнал, а самого Глибова уволили с работы и установили за ним полицейский надзор. Аж под конец 1867 г. писатель возвращается в Чернигов. Друзья помогают ему устроиться на должность управляющего черниговской земской типографии.

Последние дни Л. Глибов доживал в почете и славе, но физически разбитый, почти совсем слепой. 10 ноября 1893 года от астмы и болезни сердца писатель умер на 66-м году жизни.

Для наименьших читателей Глибов также написал немало загадок, сказок, акростихов. Все его творчество преисполнено теплом и мягким юмором, перенятое искренностью и чуткостью. Очень метко об этих чертах характера сказал М. Рыльский.

Как детский писатель Глибов известен под псевдонимом Дедушка Кенир. Почему именно такое имя выбрал Леонид Иванович? Говорят, что его отец купил себе такого певучего кенера, что даже соседи приходили слушать.

Они и прозвали Ивана Назаровича по-уличному «Кенир».

3. Вспоминаем произведения Л. Глибова, изученные в младших классах «Зимняя песенка», «Кукушка и Петух», «Лебедь, Щука и Рак», » Конек-Попрыгун», «Волк и Кот», «Чиж и Голубь».

Учитель. Творчество Глибова очень метко охарактеризовал Б. Гринченко: «Во всех детских стихах Глибова проявился его замечательный педагогический такт, его прирожденные умения заинтересовать и увлечь маленьких читателей».

4. Анализ загадок «Химерический маленький», «Что за птица».
Учитель. Что такое загадка? (Это небольшое произведение, в котором в скрытой форме описаны предметы или явления, которые нужно назвать.)

Существуют и литературные загадки, их пишут для детей писатели. Изображая предмет, который необходимо разгадать, они подают больше признаков скрытого содержания. Часто литературные загадки заканчиваются отгадкой.

Источником для «сюжетов» загадок Глибова были народные загадки, которые под его пером разворачивались в пространстве, по-украински колоритные описания явлений или предметов окружающего мира.

Учитель читает вслух загадку «Химерический маленький».

Беседа

Какие признаки имеет вареник? Какие действия выполняет вареник?

Учитель читает вслух загадку «Котилась тарелочка».

Беседа

Что же за тарелочка? Какие она имеет черты? Кто такая черная баба?

Что она сделала? Что за птица длиннохвостая, остроносая? Что приносит горластый петух?

Итог: Живой, бодрый рассказ дедушки рассказчика захватывает слушателей, удерживает их внимание и любопытство. Загадки преисполнены интересными образами и персонажами.

Ученики читают вслух загадки.

V. Итог урока. Игра «Микрофон»

1. Что вы знаете о жизни Л. Глибова? 2. Что вас заинтересовало? 3. Что вас удивило?

4. Что вас насмешило?

IV. Домашняя задача

Выразительно читать загадки, нарисовать иллюстрацию к одной из загадок, прочитать, пересказывать сведения о Л. Глибове.


Леонид Глибов «Химерический малыш», «Что за птица»