Краткое содержание “Эллинизм и Менандр” Аристофана

Победоносные походы Александра Македонского привели к захвату огромных земель на Востоке. После смерти полководца в 323 г. до н. э. завязалась ожесточенная борьба за власть между его полководцами, диад охами. Империя распалась на несколько крупных монархий, среди которых выделялись царства Селевкидов в Сирии и Птолемеев в Египте, государства, называемые эллинистическими.

Основанные Александром Македонским города на Востоке становились важными центрами духовной, научной, художественной жизни.
В эти новые города приезжали из Греции

наряду с торговцами и ремесленниками также и люди искусства. Они распространяли среди местного населения эллинские традиции и, в свою очередь, знакомили соотечественников со всем ценным, что усвоили на Востоке. В результате происходили соединение, синтез греческих и восточных элементов в культуре и литературе.

Начался новый этап в развитии греческой литературы – эллинистический (III-I вв. до н. э.). Это время отмечено успехами науки, математики, механики (Евклид, Архимед), астрономии (Аристарх Самосский), медицины, географии, филологии. Получает развитие также книжное и библиотечное дело, чему способствует

изобретение – наряду с папирусом нового писчего материала, получаемого из кожи, пергамента. В Александрии, одном из крупнейших культурных центров, собирается библиотека, в которой накоплено в I в. до н. э. до семисот тысяч свитков.

Эти бесценные сокровища, к сожалению, были уничтожены во время пожара.
Приобретает популярность философия стоицизма, основоположником которой был Зенон, уроженец Кипра. Главное в стоицизме – его этика, учение о добродетели, которая заключалась в спокойствии, невозмутимости, в умении стойко переносить удары судьбы. Последователи другого видного философа Эпикура, эпикурейцы, главное внимание уделяли поведению человека, высшими ценностями которого считались покой, уравновешенность и духовные радости, их девизом было: “Живи скрытно”, т. е. находи счастье среди друзей, не ищи внешней славы, не вмешивайся в дела государства.
Еще одна философская школа, киников, провозглашала как высшую добродетель человека, его умение наслаждаться малым, быть независимым от государства, общества, даже от культуры и семьи. Знаменитым киником был философ Диоген, согласно легендам вообще бросивший вызов общепринятому порядку и живший в бочке. Когда его посетил Александр Македонский и спросил его, что он желает, чтобы ему даровал могущественный полководец, Диоген гордо ответил ему: “Не заслоняй солнце”.
В эпоху эллинизма изменился общий характер литературы. Человек все в меньшей степени ощущает себя гражданином, от которого зависит судьба государства. Он целиком находится во власти всесильного монарха, чиновников, знати. Индивид все больше противостоял обществу, государству как враждебной ему силе, а потому стремился найти убежище в частных, личных отношениях.

Если в классический период писатели были властителями дум, ставили коренные проблемы, общественные, религиозные, нравственные, политические, то теперь литература больше замыкалась на изображении внутреннего мира человека. Политическая проблематика в условиях монархического государства либо исчезла, либо сводилась к откровенной лести по отношению к властителю. На смену широкомасштабным произведениям, эпосу, трагедии приходят “малые” жанры – миниатюра, элегия, эпиграмма, идиллия, эпиллий (“малый эпос”).

Предметом изображения становятся семья, быт, интимные переживания.
Наиболее значительный вклад эллинизма в литературу – это новоаттическая комедия. Она отлична от древнеаттической, представленной, как уже писалось, Аристофаном, носившей ярко выраженный политический, социальный, тенденциозный характер. Новоаттическая комедия, в чем-то близкая к некоторым психологическим трагедиям Еврипида, расцвет которой падает на III в. до н. э., – бытовая, любовная, семейная.

В ней нет бесшабашного аристофановского веселья и буффонады. Акцент сделан на психологической характеристике персонажей. В новоаттической комедии обыгрывались некоторые характерные сюжеты и мотивы: попытки юноши освободить возлюбленную из рук сводника; судьба подкинутого ребенка, рожденного вне брака; отношения родителей и детей; соперничество между стариком отцом и сыном, влюбленным в девушку; ревность и другие любовные перинетии.
Выдающимся мастером новоаттической комедии был Менандр, живший в 343-ок. 291 гг. до н. э. Биография его малоизвестна. Он жил в Афинах, чурался общественной жизни, был образован, начитан, занимался философией. Будучи независимым, отклонил предложение царя Птолемея переселиться в Александрию.

Написал около 100 комедий, от которых осталось лишь несколько небольших фрагментов. В 1905 г. был обнаружен папирус с фрагментами нескольких комедий Менандра (“Герой”, “Отрезанная коса”, “Третий суд” и др.). В 1956 г. произошло значительное событие: была найдена полностью сохранившаяся комедия “Угрюмец” (другой перевод “Брюзга” или “Человеконенавистник”).
Комедия Менандра “Третейский суд” отличается психологизмом, в ней – галерея образов с яркими характерами. Ее тематика и сюжетные коллизии характерны для новоаттической комедии в целом.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткое содержание “Эллинизм и Менандр” Аристофана