Жизнь и быт Афин по комедиям Аристофана



Жизнь и быт Афин по комедиям Аристофана

Древнегреческий драматург, “отец комедии” Аристофан (ок. 446 – ок. 385 гг. до н. э.) жил и создавал свои произведения во времена расцвета своего родного города Афин.

Афины, вышедшие победителем из войны с Персией, заняли лидирующее положение среди государств Древней Греции. В это время в Афинах отмечается расцвет демократии, культуры, политической и социальной жизни города.

Однако не все было так гладко в жизни Афин. K концу V века здесь начал назревать кризис рабовладельческой демократии.

Наиболее яркие проблемы, вызванные этим кризисом и поднимает в некоторых своих комедиях Аристофан.

Рассказ о жизни Афин времен Аристофана, по-моему, логичнее всего начать с государственного устройства. Три раза в месяц в Афинах созывалось народное собрание, которое решало основные насущные проблемы города, принимало законы. Участвовать в работе собрания могли все граждане – мужчины.

Недаром Праксагора и ее “сообщницы” (“Женщины в народном собрании”) смог ли проникнуть туда, лишь переодевшись в мужскую одежду. В народном собрании могли обсуждаться вопросы совершенно разного плана –

начиная со “спасения отечества” (“Ужасно, что пускают разговаривать к тому же о спасении отечества того, кто глаз своих не может вылечить”) , кончая совершенно бытовыми проблемами (“Все-таки я вам открою, как спасти отечество, пусть сукновалы выдадут всем гражданам плащи потолще перед равноденствием. Тогда никто у нас не схватит насморка”) . Все вопросы в собрании решались поднятием рук, а не криком как в Спарте (“Kак же мы подымем руки при голосовании… ” – думают героини “Женщин в народном собрании”) . Однако при обсуждении различных вопросов, которые затрагивали интересы различных групп (неких прообразов наших партий) , дело доходило не только до ругательств, но даже и до потасовок (“Мотыжник плюнул в рожу оружейнику, а ковач плугов в ребро двинул мастера копейного” – так пишет об этом Аристофан) . Специально во избежание различных конфликтов, на собрании присутствовала вооруженная охрана (“Что, если лучники тебя потащат… ” – задает одна из женщин вопрос Праксагоре, в то время, когда они обсуждали свое будущее поведение в собрании) .

Больше всего в народном собрании и в Афинах вообще ценилось ораторское мастерство, и ораторы были весьма уважаемыми людьми (героини “Женщин… ” выбирают Праксагору их предводительницей в немалой степени за ее умение “хорошо, умно, искусно” говорить) .

Несмотря на то, что собрание принимало решение, поддержанное гражданами Афин, эти решения не всегда оказывались удачными. Герои “Женщин… ” обсуждают принятый ранее закон о медяках, когда в Афинах были приняты к использованию медные деньги и когда они уже находились в ходу, “Глашатай заорал: “Никому не брать чеканки медной, серебро одно в ходу”. Представьте убыток продавцов…

Несколько раз в своих комедиях Аристофан обращается к такому нелицеприятному явлению, как доносчики. Вот например для Никарха, героя “Ахарнян”, доносы – это его основное занятие (“Вот кстати и Никарх идет на промысел”, говорит о нем Дикеополь) .

Ярким отражением кризиса власти в Афинах явилась Пелопонесская война (431-404 гг. до н. э.) . В то время, как богатые торговцы, купцы, оружейные мастера настаивали на продолжении захвата земель и соответственно на продолжении войны со Спартой, простые афинские землевладельцы, отягощенные этой войной, расходами на нее, набегами спартанцев, протестовали против нее, стремились к заключению мира. Эта тема поднимается Аристофаном в его комедиях “Ахарняне”, “Мир”. Герой “Ахарнян” землевладелец Дикеополь, заключает мир со Спартой, только для своей семьи, в то время как Афины находятся в войне.

Kомедия заканчивается полной неудачей для Ламаха, сторонника войны, в то время как Дикеополь живет счастливо в мире.

Проблема преступности не обошла стороной также и Афинское общество. “И совсем уже больше не будет воров? ” удивляется Блепир, герой “Женщин.. “, “И не станут накидок сдирать по ночам? “. В Афинах существовал суд, который решал не только вопросы таких преступлений, как кража, но и более бытовые вопросы: “Отопрется, например, от долга должник”. В таких случаях “… пеню суду уплатить обвиняемый должен… “.

Религия являлась неотъемлемой частью жизни афинян. Она присутствовала практически везде. Молитвы и жертвоприношения богам сопутствовали каждому более-менее значимому делу – для этого существовали жрецы, обязанностью которых и было проводить их (“Эй, жрец, молитву начинай… богам”) .

Наиболее важным и “влиятельным” богам были специально выстроены храмы (“Не придется нам храмов для птиц возводить, не придется для храмов таскать кирпичи… “) . Практически все герои комедий Аристофана периодически в своей речи апеллируют к богам (“Феб свидетель… “, “Клянусь Kипридой” и. т. д.) . Надо заметить, мужчины поклонялись богам, а женщины – богиням, и это разделение было весьма ярким – когда одна из женщин – героинь “Женщин в народном собрании” на “репетиции” их речи в народном собрании, говорит “Клянусь, Kипридой.. “, Праксагора отвечает ей: “Kипридою клянешься, злополучная! Вдруг то же брякнешь на собранье, – что тогда? “.

Жителям Афин было невозможно представить свою жизнь без различных праздников, причем даже иногда в самое неподходящее для этого время. Дикеополь, например, когда кругом война, “приобретя” мир для своей семьи, говорит: “А я, свободный от войны и горестей, пойду домой и справлю дионисии”. Неоднократно на страницах комедий Аристофана упоминаются так называемые “попойки” – греки были довольно большими любителями вина (“Ляг, возьми заздравный кубок, выпей сладкого вина” – предлагает хор в комедии “Ахарняне”) . Виноградарство, кстати, было одним из немаловажных занятий греков – в числе тяжелых потерь, которые принесла афинянам война со Спартой, упоминаются именно виноградники (“Так она еще свирепей наши изгороди жжет и еще неумолимей топчет, давит виноград”) .

Немаловажное место в жизни афинянина занимал и театр. Это было не только и не столько место для отдыха, развлечения, сколько школой жизни. А драматург в данном случае выступал в роли учителя (“Наставляет учитель добру и пути, а людей возмужавших – поэты” – говорит Эсхил в комедии “Лягушки”) .

Наиболее талантливые драматурги пользовались народным почетом, уважением и любовью (“Любовь народа – цель моя” – говорит в той же комедии Еврипид) .


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Жизнь и быт Афин по комедиям Аристофана