Концепция счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов задумал как «народную книгу». В этом произведении он хотел как можно правдивее описать жизнь крестьянства.
Проблема народного счастья занимает центральное место в поэме. Автор не случайно выбрал сюжет путешествия — он придает действию эпический масштаб. Счастье народа, на поиски которого отправляются семь странников (цифра семь в фольклоре является магической), становится для них чем-то вроде «золотого руна», а сами они превращаются в «бесстрашных аргонавтов».
Однако
Но, когда в первой главе странники встречаются с попом, его слова многое проясняют для них:
«В чем счастие, по-вашему? Покой, богатство, честь — не так ли, други милые?.. Дороги наши трудные…
В глухую ночь осеннюю, зимой, в морозы
Рассказ попа заставляет странников изменить направление поисков — они хотят найти счастливца в праздничной народной толпе, которую они видят в «Сельской ярмонке». Но праздник у крестьян всегда заканчивался одним — горьким пьянством. Это говорит о том, насколько несчастны все эти люди, насколько тяжела их жизнь, раз праздник для них обязательно связан с возможностью напиться и забыть о своих печалях.
В главе «Счастливые» странники предлагают на ярмарке вино в обмен на рассказ крестьян о том, что те считают счастьем. Не увенчались успехом поиски героев — не было настоящих счастливцев среди народной толпы. Услышали они рассказ о Ермиле Гирине, которого в народе очень уважали.
Было у него все: и богатство, и честь, и почет — но он, тем не менее, счастлив не был, и в критическую минуту жизни он пожертвовал всем ради правды народной и попал в острог.
После этого странники не ищут более счастливцев среди толпы крестьянской. Они встречаются с помещиком, Оболтом-Оболдуевым. Его образ изображен Некрасовым сатирически (что видно даже по фамилии персонажа).
Он сожалеет о прошлых временах, когда имел абсолютную власть над крестьянами и мог раздавать им «удары искросыпительные», но при этом считает себя народным заступником, потому что «в воскресенье Светлое со всей своею вотчиной христосовался сам». Теперь же, лишенный своих крестьян, помещик горюет о том, что его праздная жизнь теперь не так легка, как была раньше, когда ему служили его верные «рабы».
Странники отправляются искать народное счастье среди русских женщин — в главе «Крестьянка» они встречаются с Матреной Тимофеевной, которую многие считали счастливой. Она была красива, заправляла всем домом, имела власть и авторитет среди других крестьян. Но все, чем она обладала, досталось ей с огромным трудом.
Много испытаний пришлось пройти Матрене Тимофеевне, прежде чем добиться того положения, которое она занимала — и все эти беды слишком глубоко ранили ее, и потому она не могла уже чувствовать себя счастливой.
В конце поэмы появляется самый главный для поэмы образ — образ Гриши Добросклонова. Проявленная к нему доброта крестьянская и красота родимой земли навсегда оставили след в его душе — он сделался народным заступником. И он единственный во всей поэме чувствует себя счастливым.
В этом заключается главная мысль Некрасова — счастьем для него считается жизнь, принесенная в жертву ради блага всего народа.