Концепция счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Поэму «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов задумал как «народную книгу». В этом произведении он хотел как можно правдивее описать жизнь крестьянства.
Проблема народного счастья занимает центральное место в поэме. Автор не случайно выбрал сюжет путешествия — он придает действию эпический масштаб. Счастье народа, на поиски которого отправляются семь странников (цифра семь в фольклоре является магической), становится для них чем-то вроде «золотого руна», а сами они превращаются в «бесстрашных аргонавтов».
Однако

понимание того, что именно они ищут, приходит к ним не сразу. Сначала их видение счастливой судьбы ограничивается «покоем, богатством, честью». На основе этих примитивных представлений они выделяют те сословия, которые, по их мнению, обладают всем из того, что входит в небольшой перечень главных «ингредиентов» счастья: помещиков, чиновников, купцов, попов и т. д.
Но, когда в первой главе странники встречаются с попом, его слова многое проясняют для них:
«В чем счастие, по-вашему? Покой, богатство, честь — не так ли, други милые?.. Дороги наши трудные…

В глухую ночь осеннюю, зимой, в морозы

лютые, и в половодье вешнее — иди — куда зовут!.. Каков попу почет?.. — О ком слагаете вы сказки балагурные, песни непристойные, и всякую хулу?»
Рассказ попа заставляет странников изменить направление поисков — они хотят найти счастливца в праздничной народной толпе, которую они видят в «Сельской ярмонке». Но праздник у крестьян всегда заканчивался одним — горьким пьянством. Это говорит о том, насколько несчастны все эти люди, насколько тяжела их жизнь, раз праздник для них обязательно связан с возможностью напиться и забыть о своих печалях.
В главе «Счастливые» странники предлагают на ярмарке вино в обмен на рассказ крестьян о том, что те считают счастьем. Не увенчались успехом поиски героев — не было настоящих счастливцев среди народной толпы. Услышали они рассказ о Ермиле Гирине, которого в народе очень уважали.

Было у него все: и богатство, и честь, и почет — но он, тем не менее, счастлив не был, и в критическую минуту жизни он пожертвовал всем ради правды народной и попал в острог.
После этого странники не ищут более счастливцев среди толпы крестьянской. Они встречаются с помещиком, Оболтом-Оболдуевым. Его образ изображен Некрасовым сатирически (что видно даже по фамилии персонажа).

Он сожалеет о прошлых временах, когда имел абсолютную власть над крестьянами и мог раздавать им «удары искросыпительные», но при этом считает себя народным заступником, потому что «в воскресенье Светлое со всей своею вотчиной христосовался сам». Теперь же, лишенный своих крестьян, помещик горюет о том, что его праздная жизнь теперь не так легка, как была раньше, когда ему служили его верные «рабы».
Странники отправляются искать народное счастье среди русских женщин — в главе «Крестьянка» они встречаются с Матреной Тимофеевной, которую многие считали счастливой. Она была красива, заправляла всем домом, имела власть и авторитет среди других крестьян. Но все, чем она обладала, досталось ей с огромным трудом.

Много испытаний пришлось пройти Матрене Тимофеевне, прежде чем добиться того положения, которое она занимала — и все эти беды слишком глубоко ранили ее, и потому она не могла уже чувствовать себя счастливой.
В конце поэмы появляется самый главный для поэмы образ — образ Гриши Добросклонова. Проявленная к нему доброта крестьянская и красота родимой земли навсегда оставили след в его душе — он сделался народным заступником. И он единственный во всей поэме чувствует себя счастливым.

В этом заключается главная мысль Некрасова — счастьем для него считается жизнь, принесенная в жертву ради блага всего народа.


Концепция счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»