КЛАССИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет, гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О — жизни тленной, тленной и прекрасной.
А. Ахматова
Начало XX века в России было временем
небывалого расцвета поэзии, по праву на-
званным «серебряным веком» — вслед за
«золотым», пушкинским. Это — период воз-
никновения в русском искусстве множества
новых направлений: символизма, футуриз-
ма, акмеизма и других. Как правило, каждое
из них стремилось быть новым искусством;
большая их часть принадлежала

к модер-
низму. Одна из характернейших черт по-
следнего — стремление к разрыву с искусст-
вом предшествующей эпохи, отказ от тра-
диции, от классики, постановка и решение
новых художественных задач, при. этом но-
выми художественными средствами. И в
этом отношении акмеизм, в русле которого
складывалось раннее творчество Ахматовой,
не был исключением. Однако многое в твор-
ческой судьбе автора предопределило тяготе-
ние к классически-строгой и гармонично-вы-
веренной традиции русской поэзии XX века.
И прежде всего, огромное значение в фор-
мировании Ахматовой как
поэта имело ее
классическое образование, детство, прове-
денное в Царском Селе, воспитание, данное
в лучших традициях русской дворянской
культуры. Царское Село — маленький город,
где взросло так много больших поэтов. Его
воздух пронизан поэзией ПушкинА, Держа-
вина, Тютчева:
Здесь столько лир повешено на ветки,
Но и моей как будто место есть…
Этим двустишием Ахматова сближает себя
и тех, чьим гением творилась русская класси-
ческая поэтическая традиция.
В своей лирике Ахматова развивает тради-
ционные темы: любовь, творчество, природа,
жизнь, история. Любовь, несомненно, самое
возвышенное, самое поэтическое из всех чувств,
ведь поэту всегда «диктует чувство» — а ка-
кое из чувств сравнится с любовью по силе
воздействия? Любовные мотивы в лирике Ах-
матовой представлены во всем их многообра-
зии: встречи и разлуки, измены и ревность,
самопожертвование и эгоизм любящих, безот-
ветная страсть и мучительное счастье взаим-
ности. Для Ахматовой, как некогда для Тютче-
ва, любовь — это союз двух душ, изобилую-
щий внутренними трагедиями:
Их съединенъе, сочетанъе,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой.
А в качестве эпиграфа к самому интимно-
му, «любовному» своему сборнику автор берет
отрывок из стихотворения еще одного своего
предшественника в области любовных колли-
зий, Баратынского:
Прости ж навек! но знай,
что двух виновных,
Не одного, найдутся имена
В стихах моих, в преданиях любовных,
Любовь становится у Ахматовой неотъем-
лемой частью человеческого бытия, основой гу-
манистических ценностей; только с ней воз-
можны «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и
слезы», как писал некогда Пушкин. То есть, го-
воря словами другого поэта, ставшего класси-
ком еще при жизни, — Блока: «Только влюб-
ленный имеет право на звание человека».
Поэт и поэзия — тема, над которой люби-
ли размышлять русские лирики, ведь «поэт
в России-больше, чем поэт». Героиня Ахма-
товой поднимается над властью жизненных
обстоятельств, осознав свою судьбу как осо-
бую, провидческую:
Нет, царевич, я не та,
Кем меня ты видеть хочешь,
И давно мои уста
Не целуют, а пророчат.
Шестикрылый серафим, являвшийся Пуш-
кину, приходит и к героине; лермонтовский
пророк, преследуемый своими согражданами,
вновь обречен на людскую неблагодарность в
ее стихах:
Иди один и исцеляй слепых,
Чтобы узнать в тяжелый час сомненья
Учеников злорадное глумленье
И равнодушие толпы.
Гражданская лирика — неотъемлемая
часть творчества Ахматовой. Противопостав-
ления «поэт» и «гражданин» для нее просто
не существовало: поэт изначально не может
не быть со своей страной, со своим народом.
Поэт «всегда с людьми, когда шумит гроза»,
и этот тезис своего предшественника Ахма-
това подтверждает всем творчеством. Слова,
призывающие героиню бросить свой край,
«глухой и грешный», оцениваются ею как не-
достойные высокого духа поэзии.
Для Ахматовой, унаследовавшей великую
традицию русской классики, веление долга
превыше всего:
Одни глядятся в ласковые взоры,
Другие пьют до солнечных лучей,
А я всю ночь веду переговоры
С неукротимой совестью своей.
Образ Петербурга знаком нам по произ-
ведениям ПушкинА, Некрасова, Гоголя. Для
них он — город контрастов, «пышный» и
«бедный» одновременно; город, где может
произойти все; город отвергаемый и облича-
емый, но при этом любимый. Эта своего рода
символическое воплощение всего мира, все-
ленский град. Он с самого начала возникает
в творчестве Ахматовой. Впитав в себя воз-
дух невских набережных, запечатлев в своей
душе светлую и гармоничную правильность
его архитектуры, она, вслед за другими, пре-
вращает подробности петербургского пейза-
жа в непреложную поэтическую данность.
Петербург Ахматовой — г — противоречивый, но
необыкновенно притягательный город:
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и беды,
Широких рек сияющие льды,
Бессолнечные, мрачные сады…
Чувство меры, сдержанность, строгая за-
конченность мысли, характеризующие луч-
шие образцы русской классической поэзии,
свойственны и лирике Ахматовой. Она не вы-
плескивает на читателя свои эмоции, не об-
нажает душу в порыве чувств, а «просто, му-
дро» повествует о пережитом. Вот как пишет
автор о любовном смятении своей героини:
Десять лет замираний и криков,
Все свои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его — напрасно.
Отошел ты, и стало снова
На душе и пусто и ясно.
Очевидны боль и отчаяние героини — но
как сдержанно, без надрыва это показано, и
в то же время как психологически точно и
исчерпывающе дана развязка.
В стихотворениях Ахматовой не так много
пейзажных описаний. Пейзаж для нее обыч-
но лишь фон, лишь повод для рассуждения,
для описания душевного состояния. Паралле-
лизм происходящего в душе и природе — из-
любленный мотив классической поэзии. Для
нас привычны уподобления явлений природы
человеческим действиям — буря «плачет,
как дитя», гром «резвится и играет». В сти-
хотворении Ахматовой «Три осени» героиня,
обращаясь к излюбленнейшей поре русской
поэзии, различает в ней три стадии, соот-
ветствующие трем стадиям человеческой
зрелости:
Всем стало ясно: кончается драма,
И это не третья осень, а смерть.
Поэзия А. Ахматовой взросла, питаясь ве-
ликой традицией русской литературы XIX ве-
ка — традицией гуманистической, возвы-
шенной, светлой. «Души высокая свобода»,
верность идеалам, гуманистический пафос,
мужественная правдивость изображения, на-
пряженность духовной жизни, тяготение к
классическому, ясному, строгому и соразмер-
ному стилю — все то, что характерно для рус-
ской поэзии прошлого века, вновь появляется
именно в ахматовскои строке, властной и неж-
ной одновременно.


КЛАССИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ