Эссе о творчестве Анны Андреевны Ахматовой



Ахматова в своей утонченной, наполненной сдержанной искренностью лирике с лишь ей присущей интонацией отобразила чрезвычайно широкий диапазон человеческих чувств и переживаний. Анна Ахматова родилась в дачном предместье Одессы в семье морского инженера-механика, капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко, и Инны Эразмовны, до замужества – Стоговой. Детские годы будущая поэтесса провела в Царском Селе, куда переехала семья Горенко в 1891 г. В 1900 г. она поступила в Царскосельскую Марийскую гимназию (“Мои первые воспоминания – царскосельские:

зеленая, сырая роскошь парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где гарцевали маленькие пестрые жеребята, старый вокзал…”).

После развода с мужем мать забрала детей и переехала сначала в Крым, а с 1906 г. поселилась у родственников в Киеве.

В 1907 г. Ахматова поступила в последний класс киевской Фундуклиевской гимназии, затем училась на юридическом отделении Высших киевских женских курсов. После бракосочетания с выдающимся русским поэтом-акмеистом Н. Гумилевым (венчание состоялось 15 апреля 1910 г. в Никольской церкви села Никольская Слобода, близ Киева) Ахматова стала студенткой Высших

историко-литературных женских курсов в Петербурге. Именно в этом городе прошла почти вся ее жизнь.

В 1910 и 1911 годах Ахматова вместе с мужем дважды побывала в Париже, а в 1912 г. – в Италии. В этом же году у них родился сын Лев Гумилев – будущий известный историк и географ. Публиковаться Ахматова начала с 1907 г. (стихотворение “На руке твоей…” в парижском русском еженедельнике “Сириус”), связав свое раннее творчество с акмеизмом. “Одни шли в футуризм, другие – в акмеизм.

Вместе с моими товарищами – Мандельштамом, Зенкевичем и Нарбутом – я стала акмеисткой”, – вспоминала позднее Ахматова. В своей ранней лирике поэтесса, творчески восприняла наработки символизма, отказалась от символистской мистики и абстрактности, стараясь передавать земной характер чувств.

Первый сборник Ахматовой “Вечер” (“Вечер”) вышел в начале марта 1912 г. в издательстве “Цех поэтов” тиражом 300 экземпляров. Своим содержательным наполнением “Вечер” – это своеобразный поэтический дневник, в котором имеется, как заметил в предисловии к сборнику М. Кузмин, острая восприимчивость и принятие мира в его солнечной плоти, а также внутренняя трагедийность сознания. В книгу вошло 46 стихов, написанных, в основном, в 1910-1911 годах. Второй поэтический сборник Ахматовой – “Вервица” (“Четки”), который появился через два года после “Вечера”, принес ей всероссийскую славу и выдвинул в первые ряды современной русской поэзии.

Из многочисленных критических отзывов на сборник глубочайшей и самой убедительной найпроникливишою Ахматова считала статью М. Недоброва, который подметил в поэзии “Вервицы” “лирическую душу быстрее жесткую, чем мягкую, быстрее жестокую, чем слезливую, и уже откровенно господствующую, а не угнетенную”.

Ранний период творчества Ахматовой завершила поэтическая книга “Белая стая” (“Белая стая”, 1917), наполненная глубокими раздумьями лирической героини о тревожной хрупкости и неуверенности современного мира. Стараясь возвыситься над временным и повседневным, приблизиться к глубоким психологическим и этическим обобщениям, Ахматова непроизвольно или сознательно выходит за пределы декларированных акмеистами конкретности и ощутительности, языковых образов и языковой простоты. Это, в первую очередь, объясняется особенностями ее мировосприятия сквозь призму человеческой души.

На место темы неразделенной и утраченной любви, которая доминировала в первых двух сборниках, пришла другая тема – тема всепобеждающей и целительной любви (“Твой белый дом и тихий сад покидая…”, “Ответ”, “Нет, царевич, я не…”, “Дорогому”). Вместе с тем поэтесса по-новому осмысливает тему родины и войны, памяти и совести (“Уединение”, “Все забрано: и сила, и любовь…”, “Июль 1914”, “Молитва”, “Памяти 19 июля 1914”). К определяющим характерологическим признакам поэтической манеры Ахматовой нужно отнести филигранное изображение чувств, эпиграмматичность и рефлексорность, а также сюжетность ее лирических миниатюр.

В августе 1921 г. большевики арестовали и без суда расстреляли Н. Гумилева, лживо обвинив в контрреволюционном заговоре. В 1925 г. Ахматову исключили из ленинградского отделения Всероссийского Союза писателей как “непролетарского поэта”, обвинив в “декадентских настроениях” и “отрыве от социалистического производства”. В 1934 г. на глазах Ахматовой арестовали А. Мандельштама, а в следующем году попали в тюрьму ее сын Лев Гумилев и третий муж – М. Пунин, искусствовед и музейный работник.

Лев Гумилев переживет еще 2 ареста и проведет в лагерях 14 лет. Осенью 1935 г. Ахматова начала работу над знаменитой поэмой-циклом “Реквием” (“Реквием”), в которой трагические события личной жизни неразрывно переплелись с великой народной трагедией, в значительной мере благодаря оригинальной поэтической форме, “близкой к народным причитаниям” (О. Павловский):

В таком горе никнут горы. Каменеет река. Невозмутимы лишь тюрем затворы, Вне их “каторжанские норы” И печаль, как смерть, горька. (Пер. В. Затуливетра)

Этот страстный полифонический рассказ о мученической судьбе своего народа. В России поэма “Реквием” вышла лишь в 1987 году, хотя основная часть текста поэмы-цикла (пролог, десять отдельных фрагментов и эпилог) создавались с осени 1935 до весны 1940 г. С началом Второй мировой войны Ахматову эвакуировали сначала в Москву, а потом – в Ташкент, где она жила до 1944 года. В годы войны она создала яркий цикл патриотичных стихов (“Клятва”, “Мужество”, “Ночь в Летном саду” и др.).

По возвращении в Ленинград поэтесса опубликовала ряд стихов в журналах “Ленинград” и “Звезда”, а в скором времени началась очередная кампания против “антисоветских” произведений Ахматовой.

Выдающимся литературно-художественным достоянием тогдашней русской поэзии стала “Поэма без героя”, в которой отображена не только целебная атмосфера прошлой “серебряной эпохи”, а и неотвратимое движение времени, пропущенное через совесть лирической героини. “Планы прошлого, настоящего и будущего постоянно пересекаются, эпоха отражается в зеркале души (“Я пишу зеркальным письмом…”), а душа видит свое отражение в эпохе” (В. Коровин). Своеобразным итогом послевоенной лирики Ахматовой стал сборник “Бег времени” (“Бег времени”, 1965).

В конце жизни к Ахматовой пришло мировое признание. В 1964 г. в Риме ей была присуждена Международная литературная премия “Этна-Таормина” по случаю 50-летия литературной деятельности и за книгу избранных произведений, изданную в Италии. В этом же году, 15 декабря, Оксфордский университет (Англия) присудил Ахматовой степень почетного доктора литературы.

Пережив четыре инфаркта, Ахматова умерла 5 марта 1966 года в подмосковном Домодедово, в кардиологическом санатории. Похоронили поэтессу на Комаровском кладбище, которое близ Ленинграда.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Эссе о творчестве Анны Андреевны Ахматовой