Какая дорога ведет к храму?

… Так, думаю я, для каждой страны исторический миг.
Ф. Искандер.
Многим, наверное, запомнился эпизод из фильма «Покаяние», который шел на экранах города года четыре назад. Я хотя и не все понял в нем до конца, но один момент забыть не могу. «Эта улица ведет к Храму?»- спрашивает древняя странница у молодой женщины. «Нет, не эта улица ведет к Храму»,- отвечает та. Она знает, что говорит.

С улицей, на которой она живет, у нее связаны тяжелые воспоминания. «Зачем же улица, если она ведет не к Храму?»- недоуменно спрашивает старушка.

Она твердо поняла за долгую жизнь, что людям нужны только те дороги, которые ведут к Храму добра, правды, красоты и истины. И зритель невольно спрашивает себя: «Зачем нужна была дорога, стоившая столько сил и жертв, если она привела не туда?»
У замечательного писателя Андрея Платонова есть роман «Котлован». Этот образ — символ нашей жизни — оказался настолько точным, что его используют даже министры. Да и разве не закопаны миллиарды денег в землю? Достаточно прочитать в газетах
споры о различных каналах. Волга-Чограй в Калмыкии, например, или наш Волго-Дон-2, который областной Совет решил
законсервировать, выделив на это еще миллионы рублей.
Но этот образ подходит и ко всей нашей истории. Семьдесят лет назад революционный народ клялся построить «новый мир», но к сегодняшнему дню, похоже, сумели вместо обещанного Храма всеобщего счастья вырыть только Котлован. Впрочем, реальные храмы сознательно разрушались.

Сколько тысяч их уничтожено!…
А ведь как говорит известный журналист Олег Морозов в «Литературной газете» (25.7.90) в статье-интервью, «очевидна прямая связь между всеобщим падением нравственности, всеобщим цинизмом, половодьем аморализма, преступности, с одной стороны, и утратой религиозной веры — с другой». Итак, страна остановилась и задумалась. Что с нами случилось? Почему так плохо мы живем?

Почему, казалось бы, крепкая держава стала распадаться? И бесконечные почему?… Вот уже почти шесть лет политики и экономисты, писатели и публицисты — все от стариков до детей — думают об этом и о том, что делать.
Наши журналы и газеты захлестнула волна яркой и острой публицистики. «Некогда писать роман, когда вокруг пожар!»- так определяют свою задачу многие писатели. И вот мы уже читаем не только романы и повести, но и статьи В. Распутина, С. Залыгина и
многих других. Литература и публицистика переплетаются, взаимно дополняя друг друга.
Октябрь… Залп Авроры… Штурм Зимнего…

Эти символы, казалось бы, неразрывны со всем лучшим, что у нас есть. И вот все чаще, все настойчивее начинает звучать мысль, что Октябрьская революция — роковая ошибка, черный день в истории нашей страны, а люди, которых весь народ привык считать вождями, борцами за народное счастье,- преступники и варвары.
Многотомное произведение Александра Солженицына «Красное колесо» посвящено истокам и вызреванию революции. Я читал только «Октябрь шестнадцатого», и то не до конца. Но и этого достаточно.

Основная мысль писателя предельно ясна. Россия вы-
ходила на дорогу цивилизации, у нее были высокая культура, прочная мораль, крепкие традиции. Революционеры (не только большевики, но и другие партии) не любили страну, не знали народ, были узколобыми сектантами и догматиками. Они часть по невежеству и злобе, частью по склонности к разбою разрушили все, созданное веками.

Ничего, кроме страданий и великих жертв, революция не принесла нашему народу. Что ж, время, когда могла существовать только одна точка зрения, ушло. Это раньше было просто: «Богатые и бедные — поделить поровну!», «Оппозиция — уничтожить!», «Низкая производительность труда — работать сверхурочно!», «Инакомыслие — запретить!».

Сегодня нужно спорить, уважая своих противников. Сегодня нельзя запретить Солженицына, напротив, его приглашают к нам. Миллионы людей по-прежнему думают над его статьей «Как нам обустроить Россию».
И все же я не могу согласиться с таким взглядом на революцию. Да, конечно, в наши дни и школьники, пожалуй смогут указать на ошибки и чрезмерную жестокость большевиков. Но пока я не могу и не вижу необходимости отказаться от убеждения, что Октябрь и гражданская война (хотя она могла быть гораздо менее тяжелой) — суровый, кровавый, но все же неизбежный период нашей истории. Здесь много ошибок и преступлений, но сама революция, зовущая к новой, справедливой жизни, не было ошибкой или преступлением!

Однако теперь каждый сам волен сделать об Октябре свой вывод согласно своим знаниям и убеждениям. Ошибки первого периода Советской власти превратились в сталинский террор. О безоговорочном осуждении государством и обществом всех беззаконий, насилий и издевательств над народом
уже говорит тот факт, что Указом Президента СССР признаны невиновными все репрессированные и раскулаченные в 20-50 — е годы. Не перечислить всего, что написано об этой поре. Достаточно прочитать только «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом» Солженицына, «Колымские рассказы» В. Шаламова, чтобы сказать: «Нет, этого нигде и никогда не должно повториться!»
Годы застоя… Сколько же упущено лет и возможностей, сколько жизней растрачено зря. Не в эти ли десятилетия наша страна отстала в экономике даже от бывших колоний?

Об этом написано много. Очень лаконично и точно о том времени сказал Искандер в своей поэме «Баллада о свободе»: Мы прозевали время свое, прошляпили, протрепав. В этой стране все зыбко плывет, даже тюремный устав.

Мы припозднились, гоняя дымы, шары, чаи, Глянул в окно, а там давно гниют, фашизея, свои.
Разобраться в истоках нашей бездуховности мне очень помогла его же статья в «Огоньке» (N 11, 1990г.) «Человек идеологизированный». Автор задает вопрос: » Почему всякое идеологизированное общество столь невероятно жестоко?» Ответ прям и бескомпромиссен: «Потому что идеологизированный человек отдает идеологии тайну своей жизни, свою личность. За это в будущем ему обещан вход в земной рай, а в настоящем — пустотелая легкость безответственности».

Значит, отсюда мы можем сделать вывод: каждый должен думать и решать сам, каждый должен выбирать себе цель и отвечать за свою жизнь!
Писатель считает, что перестройка реально принесла нам неслыханную по своей широте свободу печати и слова в истории нашей страны. И с ним нельзя не согласиться, что «только гласность, доведенная до абсолютной демократической полноты и законности — гарантия всех остальных изменений, которые позволят нам взамен идеологической химеры создать правовое государство».
Но хочется добавить, что кроме свободы политической нужна и экономическая свобода, чтобы трудолюбивые люди в нашей стране стали независимыми и зажиточными. После роспуска КПСС, победы демократов самым главным становится право людей иметь в
собственности землю, предприятия, распоряжаться своими деньгами.
Я верю, что наша держава на верном пути. Хотелось бы, чтобы она прошла его с меньшими потерями. Сколько дорог ведет к Храму — одна или несколько — неважно.

Главное, чтобы правильно: именно к Храму, а не к Котловану. И еще об одном хочется
сказать. Государство будет крепким только тогда, когда люди станут его уважать.
Вселенский опыт говорит, что погибают царства не оттого, что тяжек быт или страшны мытарства.
А погибают оттого (и тем больней, чем дольше), что люди царства своего не уважают больше.
Булат Окуджава («Юность»,N4,1990г.).


Какая дорога ведет к храму?