Одоевский, Отрывки из журнала Маши. Помог ли вам дневник Маши представить, какая это была девочка?

Как вы объясните, почему “Отрывки из жур­нала Маши” были помещены Одоевским в книгу “Сказки дедушки Иринея”?

Одоевский создал много небольших произведений, среди которых были и сказки, и рассказы, и очерки. Но при этом ему было важно, что каждое из этих про­изведений придумано им самим. “Сказки дедушки Иринея” можно было бы назвать “Сказки, которые сочинил В. Ф. Одоев­ский”.

Когда вы поняли, что “Отрывки из журнала Маши” – это дневник девочки? Что помогло вам догадаться об этом?

Все читатели обычно замечают, что пе­ред ними дневник, как только видят чис­ло в начале текста: “8 января 18… года”. Затем сразу же знакомятся с автором дневника – девочкой Машей.

Чего больше в “Отрывках из журнала Маши” – описаний, повествования или рассуждений? Какие суждения Маши вам запомнились? С какими из них вы согласны?

В “Отрывках из журнала Маши” боль­ше всего повествования о событиях, кото­рые волновали девочку. Но ей удалось ввести в дневник и описания. Это и описа­ние прелестной шляпки, которая была на гостье их дома, и описание географиче­ской карты, с которой ее познакомил па­пенька. Повествования и описания связа­ны между собой рассуждениями Маши.

Она очень рада каждому событию в своей жизни и пытается их и понять и объяс­нить. Вот ей подарили журнал, то есть тетрадь для дневника, и она с радостью делает вывод: “Это значит… что я уже большая девушка!” Вот еще событие – она поссорилась с братцем, и опять не только маменька ее стыдит, но и сама она стремится принять верное решение и рас­суждает по этому поводу.

Помог ли вам дневник Маши представить, ка­кая это была девочка?

Дневник помог представить и характер Маши, и то, насколько она в свои десять лет образованна и воспитанна. Мы даже знаем теперь, как обращались тогда дети к своим родителям: “папенька” и “ма­менька”. Мы знаем также, чем они зани­мались, когда кончались часы учебы, и какие у них были развлечения.

Мы ви­дим, что девочка не могла понять, почему дама, у которой была такая чудесная шляпка, была так невнимательна к здоро­вью своей дочки.

Подготовьте устное сочинение по одной из предложенных тем: “Рассказ о девочке Маше, с ко­торой я познакомился по дневнику”, “Один день девочки Маши”.

Можно написать сочинение “Один день девочки Маши”, при этом избрав любой день. Вот примеры сочинений на подоб­ную тему.

“Первый день моего дневника

8 января 18… года

Сегодня мне десять лет и первый день, когда я начинаю вести свой дневник. Маменька хочет, чтобы я записывала все, что со мной случится. А мне хочется запи­сывать только то, что мне интересно. Сто­ит подумать, что я выберу из событий се­годняшнего дня.

Во-первых, я начала вес­ти дневник. Во-вторых, решила, что буду в нем записывать. В-третьих, я запишу в дневник, какие получила подарки.

Это и чернильница с колокольчиком, и пре­красная книжка в сафьяновом переплете для моего дневника.

Для первого дня достаточно, записы­вать больше не буду.

Третий день моего дневника

10 января 18…

года Сегодня в гостях у нас была дама в пре­лестной шляпке с перьями. Такую шляп­ку я сделаю для своей куклы. Беседа взрослых шла о том, сколько в доме слуг, и выяснилось, что у нас их меньше, чем у этой дамы.

Всем хозяйством в ее доме ве­дает муж, и папенька сказал, что в доме нет порядка, поскольку муж много време­ни бывает на работе и лучше этим зани­маться жене. В это время из дома нашей гостьи приехал человек и сказал, что ее ребенок заболел. Маменька поехала с ней, чтобы помочь в беде”.

Предлагаем сочинение шестикласницы на другую тему: “Рассказ о девочке Маше, с которой я познакомилась по дневнику”.

“Мне очень понравилась девочка Маша, которая была и внимательной и доброй де­вочкой, но умела видеть чужие и свои не­достатки. Она сразу же поняла, как труд­но вести дневник. При этом она призна­лась маменьке, как не хочется записывать то, что сделала плохо, хотя она и стара­лась.

Так она показала нам, что была еще и очень честной, искренней девочкой”.

Попробуйте описать один день вашей жизни или сделайте запись об этом дне, как это делала ва­ша ровесница Маша.

Предлагаем рассказ шестиклассницы.

“Один день моей жизни, или 15 января 200… года

Сегодня мне нужно написать сочинение об одном дне моей жизни. Но я не знаю, что можно написать, например, о сегод­няшнем дне. Особых событий в этот день не было.

Только одно затруднение – на­писать сочинение. Этот день похож на все другие. Утром я пошла в школу. На пер­вом уроке меня спросили по математике, и я получила пятерку.

Только хотела, что­бы оценку поставили в дневник, а тут вы­яснилось, что я его забыла. Не успела пе­режить эту неудачу, как на другом уроке нам задали писать сочинение. Можно счи­тать, что этот день оказался очень неудач­ным”.

Попробуйте повторить опыт девочки Тани и сделайте чей-то портрет по тени на стене.

Есть художники, которые создают очень хорошие портреты-силуэты, кото­рые имеют большое сходство с изображен­ным человеком. Но художники не исполь­зуют для этого силуэт человека, который можно создать на стене, умело используя лампу. Вы же можете попробовать создать такой портрет, поставив того, кого вы хо­тите изобразить, между яркой лампой и гладкой стеной или специально повешен­ной белой тканью, листом белой бумаги, где обведете отраженное изображение.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Одоевский, Отрывки из журнала Маши. Помог ли вам дневник Маши представить, какая это была девочка?