“Ах, какая она, Наташа!” (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”)
Любимым женским образом Л. Н. Толстого в романе “Война и мир” является, бесспорно, Наташа Ростова. Ее жизненное становление, духовную эволюцию писатель рассматривает особо тщательно – мы становимся свидетелями того, как “на наших глазах” из девочки-подростка Наташа превращается в полную надежд и неясных желаний девушку, а затем в зрелую женщину, ясно осознавшую смысл своей жизни.
В двух первых томах романа Наташа Ростова – еще незамужняя девушка – воплощение непосредственности, естественности, жизнелюбия. Впервые мы
Эта героиня, не боясь, пользуясь правом всеобщей любимицы, “вклинивается” в беседу взрослых. И в это же мгновение в гостиной меняется атмосфера – из чопорной и несколько натянутой она становится доброй, теплой, праздничной.
Наташа
Для героини очень важно, чтобы не только она, но и все вокруг были счастливы. Мир Наташи, подчеркивает Толстой, очень тесно связан с миром других людей. Только зная, что счастливы окружающие, может быть счастливой и сама девушка.
Вспомним, как она на своих именинах изо всех сил стремится упокоить расстроенную Соню. Наташа так сочувствует своей кузине, что сама начинает плакать: “И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела…”
Можно сказать, что Толстой на примере Ростовой “выводит” новые каноны красоты. Он показывает, что истинная красота – это сущность человека, его натура, его мировоззрение. Именно поэтому писатель даже подчеркивает внешнюю некрасивость Наташи, однако от этого героиня не становится менее привлекательной.
Наоборот, в своем естественном проявлении чувств Наташа кажется еще более симпатичной, близкой, понятной.
Важнейшим событием в жизни юной героини стал ее первый бал. От этого значимого в жизни каждой девушки события героиня ждет чего-то нового и очень притягательного – подтверждения своей женской привлекательности: “Ее не занимали ни государь, ни все важные лица… – у ней была одна мысль: “Неужели так никто не подойдет ко мне, неужели я не буду танцевать…” Наташе безумно хочется нравиться, хочется веселиться и танцевать.
Это чувствуют гости, чувствует это и Андрей Болконский, пригласивший, по просьбе Пьера, Ростову на танец. Важно, что Болконский, не обращавший ранее внимания на девушку, после первых же тактов танца полностью очаровался Наташей. По-другому и быть не могло – настолько сильно было в Ростовой желание счастья, чувство радости, благодарности жизни за все, что она ей дает.
Рядом с Наташей князь Болконский почувствовал себя “ожившим и помолодевшим”. Героиня настолько увлекла его, что чопорный и сухой князь Андрей влюбился – до такой степени, что решился сделать героине предложение.
Толстой показывает, что в Наташе проявляются все характерные черты русского национального характера. Они впитаны ею с молоком матери и видны во всем – в мыслях, чувствах, поступках; в голосе и в движениях героини: “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, … этот дух, откуда взяла она эти приемы… Но дух и приемы были те же самые, неподражаемые, неизученные, русские…”
Безусловно, Наташа Ростова – не идеальная героиня. Она живет, а значит, совершает ошибки, сомневается, разочаровывается и раскаивается. Однако ее “глубокое нравственное чувство” не позволяет Наташе сбиться с правильного пути и приведет ее, в итоге, к счастью – женскому и человеческому.