История создания “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”



История создания. Великий русский писатель, мыслитель, философ, поставивший со всей остротой “проклятые вопросы”;, глу­бочайший психолог, заглянувший в самые потаенные уголки чело­веческого сознания, Достоевский по праву считается не только ге­ниальным художником слова, создавшим новый тип романа, новый художественный метод изображения человека. За ним в сознании русских и зарубежных читателей утвердилась слава писателя – пророка, предвидевшего социальные катаклизмы грядущего столе­тия, духовный и нравственный кризис личности. “Человек, приобщившийся к миру Достоевского, становится но­вым человеком, ему раскрываются новые измерения бытия”;, – ут­верждал философ Н. Бердяев.

Этот художественный мир богат и многообразен, но основу его составляют пять романов, названных “великим пятикнижием”;: “Преступление и наказание”; (1866), “Идиот”; (1868), “Бесы”; (1871), “Подросток”; (1875), “Братья Карама­зовы”; (1879-1880). Слава мирового писателя утвердилась за Досто­евским именно благодаря этим романам. Они стали подлинным от­крытием мировой

литературы как с точки зрения их художествен­ной формы, так и идейно-философского содержания. Таким обра­зом, роман “Преступление и наказание”;, став первым из этих пяти книг, открыл новый этап творчества писателя.

К созданию его писатель шел долго: годы пребывания на катор­ге заставили многое переосмыслить, переоценить как в отношении идейно-философских позиций, так и в плане художественного ме­тода. После возвращения в столицу бывший участник кружка Петрашевского, пропагандировавшего идеи утопического социализма, один из ярких представителей “натуральной школы”;, Достоевский на страницах издаваемых им журналов “Время”; и “Эпоха”; провоз­глашает свою идейную платформу, противостоящую как радикалам-демократам, так и либералам-западникам. Она получила на­звание “почвенничество”;. Суть его состояла в отрицании буржуазно-капиталистического пути развития и провозглашении идеи союза интеллигенции и народа (“почвы”;), опирающегося на христианские нравственные ценности и моральные принципы, ут­вержденные православной церковью.

Писатель считал, что это единственный путь преодоления пагубной власти новых идей, за­хлестнувших общество после реформы 1861 года. Самой опасной из них Достоевский считал идею индивидуализма, и именно ее он ставит в центр своего романа “Преступление и наказание”;. Столь пристальное внимание его к проблеме индивидуализма было не случайным. В эти годы в Европе появляются одна за дру­гой книги М. Штирнера “Единственный и его достояние”;, Наполео­на III “История Юлия Цезаря”;, создается пессимистическая фило­софия Шопенгауэра.

Все эти идейно-теоретические построения в конце XIX столетия выльются в теорию Ницше о сверхчеловеке. Немецкий философ обосновал в наиболее откровенном виде идею неограниченных прав сильной личности, преступившей нравст­венный закон и объявившей, что “Бог умер”;, а на его место встает “Белокурая бестия”; – сверхчеловек. Но уже со второй половины 1860-х годов подобные идеи стали проникать в Россию.

В журнале Достоевского “Время”; появилась статья на современном уголовном материале под названием “Преступления и наказания”;, а в августе 1865 г. состоялся громкий процесс над Герасимом Чистовым, убив­шим топором с целью ограбления двух старух, кухарку и прачку. Газеты также освещали судебные материалы об убийстве студентом Даниловым ростовщика и его служанки. Уже недалек был и про­цесс над нечаевской террористической группой и многие другие страшные явления, захлестнувшие Россию с 1870-х годов и ставшие всеобщей трагедией человечества XX века.

Предвидение Достоев­ского, выдвинувшего идею индивидуализма на первый план уже в романе “Преступление и наказание”;, поистине гениально. Работа над ним двигалась быстро: начатый во время пребывания за границей в 1865 году, роман был закончен уже в 1866 году и опуб­ликован на страницах журнала “Русский Вестник”;. Писатель при­знавался: “Все сердце мое с кровью положится в этот роман.

Я заду­мал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти”;. Первоначальный замысел во многом отличался от его воплощения в законченном виде, даже название было иным – “Пьяненькие”;, что подчеркивало связь с предшествующими произведениями писателя, в которых внимание было сосредоточено на жизни “униженных и ос­корбленных”;. Эта тема осталась в “Преступлении и наказании”;, но она отошла на второй план, уступив ведущее место так волновавшей писателя проблеме индивидуализма.

Именно с ней связано преступ­ление, на которое пошел “молодой человек, живущий в крайней бед­ности… поддавшись некоторым странным “недоконченным”; иде­ям”;, – так объяснял замысел своего романа сам писатель. По словам Достоевского, роман “удался чрезвычайно”; и поднял его “репутацию как писателя”;. Он получил высокую оценку таких мастеров, как Тургенев и Тютчев, хотя ряд критических статей говорили о его тен­денциозности, направленности против разночинной молодежи.

Наи­более подробно роман был охарактеризован в статьях Д. И. Писарева и Н. Н. Страхова. Споры об этом романе и его героях, о сущности ав­торского замысла не утихают и в наши дни.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

История создания “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”