История создания “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”
История создания. Великий русский писатель, мыслитель, философ, поставивший со всей остротой “проклятые вопросы”;, глубочайший психолог, заглянувший в самые потаенные уголки человеческого сознания, Достоевский по праву считается не только гениальным художником слова, создавшим новый тип романа, новый художественный метод изображения человека. За ним в сознании русских и зарубежных читателей утвердилась слава писателя – пророка, предвидевшего социальные катаклизмы грядущего столетия, духовный и нравственный кризис личности.
Этот художественный мир богат и многообразен, но основу его составляют пять романов, названных “великим пятикнижием”;: “Преступление и наказание”; (1866), “Идиот”; (1868), “Бесы”; (1871), “Подросток”; (1875), “Братья Карамазовы”; (1879-1880). Слава мирового писателя утвердилась за Достоевским именно благодаря этим романам. Они стали подлинным открытием мировой литературы как с точки зрения их художественной формы, так и идейно-философского
К созданию его писатель шел долго: годы пребывания на каторге заставили многое переосмыслить, переоценить как в отношении идейно-философских позиций, так и в плане художественного метода. После возвращения в столицу бывший участник кружка Петрашевского, пропагандировавшего идеи утопического социализма, один из ярких представителей “натуральной школы”;, Достоевский на страницах издаваемых им журналов “Время”; и “Эпоха”; провозглашает свою идейную платформу, противостоящую как радикалам-демократам, так и либералам-западникам. Она получила название “почвенничество”;. Суть его состояла в отрицании буржуазно-капиталистического пути развития и провозглашении идеи союза интеллигенции и народа (“почвы”;), опирающегося на христианские нравственные ценности и моральные принципы, утвержденные православной церковью.
Писатель считал, что это единственный путь преодоления пагубной власти новых идей, захлестнувших общество после реформы 1861 года. Самой опасной из них Достоевский считал идею индивидуализма, и именно ее он ставит в центр своего романа “Преступление и наказание”;. Столь пристальное внимание его к проблеме индивидуализма было не случайным. В эти годы в Европе появляются одна за другой книги М. Штирнера “Единственный и его достояние”;, Наполеона III “История Юлия Цезаря”;, создается пессимистическая философия Шопенгауэра.
Все эти идейно-теоретические построения в конце XIX столетия выльются в теорию Ницше о сверхчеловеке. Немецкий философ обосновал в наиболее откровенном виде идею неограниченных прав сильной личности, преступившей нравственный закон и объявившей, что “Бог умер”;, а на его место встает “Белокурая бестия”; – сверхчеловек. Но уже со второй половины 1860-х годов подобные идеи стали проникать в Россию.
В журнале Достоевского “Время”; появилась статья на современном уголовном материале под названием “Преступления и наказания”;, а в августе 1865 г. состоялся громкий процесс над Герасимом Чистовым, убившим топором с целью ограбления двух старух, кухарку и прачку. Газеты также освещали судебные материалы об убийстве студентом Даниловым ростовщика и его служанки. Уже недалек был и процесс над нечаевской террористической группой и многие другие страшные явления, захлестнувшие Россию с 1870-х годов и ставшие всеобщей трагедией человечества XX века.
Предвидение Достоевского, выдвинувшего идею индивидуализма на первый план уже в романе “Преступление и наказание”;, поистине гениально. Работа над ним двигалась быстро: начатый во время пребывания за границей в 1865 году, роман был закончен уже в 1866 году и опубликован на страницах журнала “Русский Вестник”;. Писатель признавался: “Все сердце мое с кровью положится в этот роман.
Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти”;. Первоначальный замысел во многом отличался от его воплощения в законченном виде, даже название было иным – “Пьяненькие”;, что подчеркивало связь с предшествующими произведениями писателя, в которых внимание было сосредоточено на жизни “униженных и оскорбленных”;. Эта тема осталась в “Преступлении и наказании”;, но она отошла на второй план, уступив ведущее место так волновавшей писателя проблеме индивидуализма.
Именно с ней связано преступление, на которое пошел “молодой человек, живущий в крайней бедности… поддавшись некоторым странным “недоконченным”; идеям”;, – так объяснял замысел своего романа сам писатель. По словам Достоевского, роман “удался чрезвычайно”; и поднял его “репутацию как писателя”;. Он получил высокую оценку таких мастеров, как Тургенев и Тютчев, хотя ряд критических статей говорили о его тенденциозности, направленности против разночинной молодежи.
Наиболее подробно роман был охарактеризован в статьях Д. И. Писарева и Н. Н. Страхова. Споры об этом романе и его героях, о сущности авторского замысла не утихают и в наши дни.