“Преступление и наказание” Достоевского как философско-психологический роман

“Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского как философско-психологический роман

I. Вступление

Общее определение романа как жанра, в котором в центре внимания писателя находится человеческая личность. (Под­робнее см. Словарик.)

II. Главная часть

Философско-психологический роман ставит наиболее общие проблемы (добра и зла, совести, смысла жизни и т.п.), а формой постановки и решения этих проблем является подроб­ное и глубокое изображение внутреннего мира персонажей. (Подробнее см. Словарик, ст. Психологизм.) Философская проблематика

романа “Преступление и наказание” в первую очередь связана с Раскольниковым, его “теорией” и осуществлением ее на практике. Основные черты философии Раскольникова: деление человечества на два раз­ряда, разрешение “крови по совести”, утверждение мысли ч> том, что благая цель оправдывает преступные средства. (Под­робнее см. план на тему “Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М.

Достоевского “Преступление и наказание”). Раскрытие этой проблематики дается прежде всего с помощью детального и глубокого изображения чувств, мыс­лей и переживаний Раскольникова. Его внутренний

мир в высшей степени противоречив, а переживания мучительны. “Натура” и совесть постоянно борются в нем с рационалисти­ческой, рассудочной теорией.

Всем ходом нравственно­психологического развития героя Достоевский стремится убе­дить читателя, что “кровь по совести” – невыносимый груз для души человека, а следовательно, вся философия Расколь­никова несостоятельна.

4. Философская проблематика раскрывается и в многочис­ленных диалогах, из которых наиболее важными являются диалоги Раскольникова с Соней, Порфирием Петровичем и Свидригайловым. Эти диалоги тоже психологически насыще­ны, поскольку в высказываниях персонажей проявляется их внутренний мир: за всяким словом стоит глубокая мысль, чув­ство, переживание. Эти диалоги являются своеобразной фор­мой поиска героем истины.

5. Те же или сходные философские проблемы ставятся Достоевским и на примере других персонажей, среди кото­рых наиболее важны Соня и Свидригайлов. Внутренний мир этих персонажей также показан Достоевским глубоко и под­робно.

III. Заключение

Исследование глубин человеческой психики и психологии дает возможность Достоевскому художественно воплотить свои главные философские идеи: отрицание “крови по совес­ти”, неприятие принципа “цель оправдывает средства”, ут­верждение абсолютной ценности каждой человеческой жизни, веру в страдание и сострадание.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Преступление и наказание” Достоевского как философско-психологический роман