Экранизации романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”
К роману “Тихий Дон” трижды обращались кинематографисты: в 1931, 1957-1958 и 1992 (2006) годах. Классикой русского кинематографа стала вторая экранизация романа, осуществленная выдающимся режиссером Сергеем Герасимовым. Главные роли в ней сыграли знаменитые актеры: Петр Глебов (Мелехов), Элина Быстрицкая (Аксинья), Зинаида Кириенко (Наталья), Людмила Хитяева (Дарья).
Фильм и ныне пользуется популярностью у зрителей.
В 2006 г. по телевидению России была показана совместная работа кинематографистов СССР (России), Великобритании и Италии, подготовленная
Сергей Бондарчук ушел из жизни в 1994 г., так и не увидев свой фильм. Только в 2005 г. после длительных переговоров рабочие материалы экранизации удалось вернуть в Россию. Их монтаж осуществил сын режиссера – Федор Бондарчук. Так появился телевизионный сериал, состоящий из 7 серий.
Фильм вызвал противоречивые отклики. В частности, многие зрители, отмечая великолепную игру русских актеров, подчеркивали несходство занятых в главных ролях иностранцев с жителями казачьих станиц.
- Экранизации романа “Война и мир” Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого несколько раз экранизировался. Самой удачной, наиболее близкой к оригинальному произведению киноверсией романа признана картина режиссера Сергея Бондарчука “Война и мир”, созданная в 1965-1967 годах. Этот четырехсерийный фильм стал одним из самых высокобюджетных в истории кинематографа. Он также известен благодаря масштабным батальным сценам и применению новаторской панорамной съемки полей […]...
- Экранизации и постановки романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Роман (бессмертное произведение) М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” многократно экранизировался и ставился на театральных подмостках разных стран мира. Например, первая киноверсия произведения принадлежит известному польскому режиссеру Анджею Вайде, поставившему по булгаковскому тексту в 1971 году фильм “Пилат и другие” . В России в 1994 году по роману был снят фильм популярного режиссера Юрия Кары […]...
- Экранизации и постановки пьесы Ф. Й. Дюрренматта “Визит старой дамы” Произведения Фридриха Дюрренматта вот уже пятый десяток лет успешно ставятся на сценах мира. Не составляет исключение и пьеса “Визит старой дамы”. Одна из самых удачных постановок этой трагикомедии была осуществлена известным украинским режиссером Сергеем Данченко в Национальном драматическом театре им. Ивана Франко в Киеве. Начиная с 1983 года длительное время этот спектакль шел с неизменным […]...
- Анализ романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” (Второй вариант) Роман (бессмертное произведение) Михаила Шолохова “Тихий Дон” рассказывает об одном из наиболее напряженных и богатых событиями периодов в истории нашей страны – времени Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны. В основе сюжета лежит судьба донских казаков, жителей одного из множества хуторов “Обдонья” (Подонья), в первую очередь семьи середняков Мелеховых. Описание событий в романах […]...
- Экранизации романа “Преступление и наказание” Произведения Ф. М. Достоевского много раз экранизировались, причем кинематографистами не только СССР и России, но и Великобритании, Франции, США, Польши, Финляндии и других стран. Так, например, только Роман “Преступление и наказание” имеет 6 киноверсий. Одной из самых удачных экранизаций этого произведения признан фильм режисcера Льва Кулиджанова (СССР, 1969). В фильме снимались такие известные актеры, как […]...
- Жанровые особенности романа “Тихий дон” М. А. Шолохова Жанр романа-эпопеи характеризуется стремлением автора дать не только объективную картину самых трагических периодов истории, но и вскрыть их коренные причины, показать зависимость исторического процесса как от воли отдельных крупных личностей, так и от общего духа народных масс. Роман – эпопея охватывает обычно большие временные рамки, отражает разных представителей из народа, имеет широкую географию событий. Шолохов […]...
- Краткое содержание романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” (Книга 2, часть пятая) Книга вторая Часть пятая I Многих унесла война, но все же на Татарский хутор вернулись иные казаки, включая и Петро Мелехова. От него-то и узнали, что Григорий подался к большевикам. К зиме сюда, в здешнюю глухую тишину, стали доползать тревожные слухи о гражданской войне, вспыхнувшей под Новочеркасском. II Прежде чем окончательно перейти на сторону большевиков, […]...
- Проблематика романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” “Тихий Дон” – роман-эпопея, величайший и многогранный труд Шолохова. Работа над этим произведением продолжалась на протяжении пятнадцати лет. Это, конечно же, наложило свой отпечаток и на проблематику романа, и на его сюжет, и на действующих лиц. Надо сказать, что проблематика романа очень сложна и обширна. Ведь это не просто роман, а роман-эпопея. Значит, он затрагивает […]...
- Особенности стиля романа М. Шолохова “Тихий Дон” Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” вошел в историю русской литературы как яркое, значительное произведение, раскрывающее трагедию донского казачества в годы революции и гражданской войны. Эпопея вмещает в себя целое десятилетие – с 1912 по 1922 год. Это не только образец большого временного охвата, но и великолепный стилистический эксперимент, так как обилие героев из разных […]...
- История создания романа “Тихий дон” М. А. Шолохова По словам Шолохова, свой роман он “начал писать в 1925 году. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал с участия казачества в походе за Корнилова на Петроград… Написал 5-6 печатных листов. Когда написал: почувствовал: что-то не то…”. Чтобы объяснить участие казаков в корниловском мятеже, Шолохову пришлось вернуться к периоду мирной жизни. Повествование началось с описания […]...
- Жанр и композиция романа “Тихий Дон” Шолохова М. А Шолохов понимал с самого начала, что пишет не просто роман. Во время работы над “Тихим Доном” его настольной книгой была “Война и мир” Л. Н. Толстого, где органически сочетаются противоположные жанровые принципы: романа, в центре которого стоит человеческая индивидуальность в ее взаимоотношениях с другими, и эпопеи, обращенной к общезначимому, к судьбам целых народов. Предмет эпопеи […]...
- Основные идеи романа “Тихий Дон” Шолохова М. А В “Тихом Доне” более 800 персонажей, даже эпизодические из них наделены запоминающейся индивидуальностью. В отличие от любого другого масштабного повествовательного произведения, насчитывающего несколько томов, большинство и главных и второстепенных персонажей “Тихого Дона” гибнет. Хотя мирная жизнь на хуторе Татарском изображена далеко не идиллически (предыстории – рассказы о судьбе деда Григория, Прокофия Мелехова, и его жены-турчанки, […]...
- История создания романа-эпопеи М. А. Шолохова “Тихий Дон” Вот как рассказывал историю создания своего произведения М. А. Шолохов: “Начал писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал ч участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Написал 5-6 печатных листов. Когда написал, почувствовал: что-то не то…”. Действительно, задуманный 21 летним писателем […]...
- Смерть Аксиньи (анализ эпизода из романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”) Смерть Аксиньи Астаховой – один из финальных эпизодов романа-эпопеи Шолохова “Тихий Дон”. Данное произведение посвящено крупным историческим событиям в России начала 20 века – первой мировой и гражданской войне. В романе действует большое количество персонажей, представляющих самые разные социальные группы, политические и нравственные позиции. Основное действие произведения длится девять лет – с весны 1912 по […]...
- Как вы объясняете название романа М. Шолохова “Тихий Дон”? Какое произведение М. Шолохова явилось подступом к роману-эпопее “Тихий Дон”? Тему революции и гражданской войны в казаческой среде М. Шолохов начал разрабатывать в “Донских рассказах”, которые он писал с 1923 по 1925 годы. Уже здесь писатель показал накал классовой борьбы на Дону, трагедию разделенных идеологией родных людей, жестокость времени. Как вы объясняете название романа М. […]...
- Жанровое своеобразие романа М. Шолохова “Тихий Дон” Над романом-эпопеей “Тихий Дон” М. Шолохов работал в течение 15 лет, с 1925 по 1940 год. В 1925 году молодой Шолохов решил написать большой роман о жизни донского казачества. Он хотел показать казачество в революции. Но рамки произведения постепенно расширялись. В конце концов, Шолохов создал четырехтомную эпопею об Октябрьской революции и гражданской войне, в которую […]...
- Художественное своеобразие романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” Писатель должен тесно сливать идею с Формою и на нее налагать оригинальную, Самобытную печать своей личности, своего духа. В. Г. Белинский Роман (бессмертное произведение) “Тихий Дон” М. А. Шолохова можно считать вершиной творчества писателя, лауреата Нобелевской премии. Это роман-эпопея: изображение реальных событий и реальных исторических деятелей сочетается здесь с картинами повседневной бытовой жизни героев. С […]...
- Героиня романа М. Шолохова “Тихий Дон” Астахова Аксинья сначала любовница, потом незаконная жена героя романа Григория Мелехова, сопровождающая его от первых до последних страниц романа. Это коренная казачка-крестьянка, привычная к тяжелому крестьянскому труду и подверженная всем предрассудкам своего сословия. Аксинья сильная, цельная натура, обладающая прямым, эмоциональным характером, способная на решительные поступки, но не Способная на обман и “легкие отношения”. Главное в […]...
- Смысл финала романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” Пожалуй, ни одно из крупных произведений двадцатого века не вызвало столько споров и разночтений, сколько выпало на долю романа-эпопеи М. А. Шолохова “Тихий Дон”. Значительность исторического периода, изображенного в романе, показ жизни народа в ее многообразии, в борьбе интересов различных классов общества, в сложном переплетении судеб многих действующих лиц – все это привлекает читателя, заставляет […]...
- Художественное своеобразие романа Михаила Шолохова “Тихий Дон” Язык романа “Тихий Дон” Михаила Шолохова неординарен. Нельзя сказать, что Шолохов открыл что-то новое в русской словесности, но в целом – по совокупности признаков – его проза выделяется среди общей массы произведений того времени. Рассмотрим некоторые детали, характерные для романа. Первое, что привлекает внимание, это диалектная лексика и просторечия. Используются они не только для обозначения […]...
- Женские образы романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” Главные женские образы романа Михаила Шолохова “Тихий Дон” – это Наталья Мелехова и Аксинья Астахова. Обе они любят одного и того же казака, Григория Мелехова. Он же женат на Наталье, но любит Аксинью, а та, в свою очередь, замужем за другим казаком, Степаном Астаховым. Образуется очень традиционный любовный треугольник, важная составляющая сюжета романа. Но разрешается […]...
- Сочинение Смысл названия романа М. Шолохова “Тихий Дон” Шолохов первоначально назвал роман-эпопею “Донщина”, однако с расширением замысла изменил и название своей главной книги: “Тихий Дон”. Так уж сложилось исторически, что казаки постоянно были независимыми, свободолюбивыми воинами, которые селились по окраинам русских земель и, по сути, несли на Руси пограничную службу, а в свободное от военных действий час сеяли хлеб. И Донское казачество не […]...
- Краткое содержание романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” (Книга 1, часть первая) Книга первая Часть первая I Автор рассказывает о том, как среди донских казаков на хуторе Татарском появился род Мелеховых, прозванных Турками. Этот род пошел от Прокофия Мелехова, который завел себе жену-турчанку. Местные признали ее ведьмой и попытались убить. Умирая, женщина родила недоношенного ребенка. Сына, названного Пантелеем, удалось выходить. Прошли годы, и Пантелей обзавелся собственной семьей. […]...
- Краткое содержание романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” (Книга 1, часть вторая) Книга первая Часть вторая I Автор знакомит читателя с Сергеем Платоновичем Моховым, крупным купцом и владельцем мельницы. Представитель старинного купеческого рода, Мохов обрисован как алчный эксплуататор, безразличный к окружающим хищник. Иными качествами обладает его сын Владимир, однако и он заражен ложной гордостью за “славу фамилии” – имя Моховых для него священно и нажитые Моховыми богатства […]...
- Художественное своеобразие романа “Тихий Дон” Шолохова М. А Создание совершеннейшего романа-эпопеи в XX в., в котором “жизнь изображена в формах самой жизни, панорамы событий и лиц”, – это творческий подвиг Шолохова, художника новой эпохи. Переоценить его невозможно. Михаил Шолохов показал целую систему взаимосвязанных героев, которые обрели биографию, развернули в себе яркие и новые жизнеощущения, целый спектр трагических раздумий о родине, о доме, семье […]...
- Особенности стиля романа “Тихий Дон” Шолохова М. А Художественный мир “Тихого Дона” конкретен, представим. Слово Шолохова передает зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые ощущения и впечатления: “…резко пахло печеным хлебом, сеном, конским потом… Григорий, еле шевеля языком, облизал спекшиеся губы, почувствовал, как в рот ему льется густая, со знакомым пресным вкусом, холодная жидкость”. “Григорий услышал издавна знакомый, согласный, ритмичный перезвяк подогнанного казачьего снаряжения…” Очнулся […]...
- Главный герой романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” Л. Н. Толстой по поводу своего романа-эпопеи “Война и мир” писал, что у художника, создающего произведение на историческом материале, и собственно историка – разные творческие задачи. Если историк стремится к объективной передаче событий, то художника интересует прежде всего человек, принимающий в них участие, мотивы поступков, ход мыслей, движение чувств. Недаром в романе М. Шолохова “Тихий […]...
- Идейно-тематическое содержание романа “Тихий дон” М. А. Шолохова В Представлении Института мировой литературы им. А. М. Горького на выдвижение Шолохова кандидатом на соискание премии им. И. В. Сталина по художественной литературе за роман “Тихий Дон” дана одна из первых характеристик этой книги. “В своем произведении Шолохов мастерски нарисовал широкую картину жизни казачества времен империалистической войны и первых лет Великой Социалистической революции. Прекрасный мастер […]...
- Краткое содержание романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” (Книга 4, часть восьмая) Книга четвертая Часть восьмая I Аксинья вновь вернулась на родной хутор. Страх за Григория сблизил ее с Ильиничной: они обе ждали о нем вестей, одинаково боялись за него. Ильинична сильно тоскует по сыну, печалится о нем больше, чем о погибшем муже. Дуняша стала приглашать Аксинью в гости, чтобы развеселить мать разговорами. Казаки, проезжавшие через хутор, […]...
- Экранизации повести Э. М. Хемингуэя “Старик и море” К повести “Старик и море” обращались кинематографисты разных стран. Первая экранизация произведения появилась еще при жизни Хемингуэя в 1958 г. . Участие в работе над ней принимал и сам писатель. Стремясь к достоверности, он хотел, чтобы кинематографисты снимали не муляж, а настоящую рыбину. Именно с этой целью писатель лично несколько раз выходил в море. Интересно, […]...
- Нравственная и художественная убедительность характеров персонажей романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” В романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. Автор отразил и своеобразный уклад жизни казаков, их традиции, культуру и нравы. Роман насыщен событиями общественно-политической жизни, которые оказали большое влияние на судьбу донского казачества. Главные герои романа – люди с яркими индивидуальными характерами, сильными страстями, непростыми судьбами. […]...
- Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ главы 2, части 8, тома 4 романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”) 1. Гуманистические идеи автора в эпизоде. 2. Глубинный конфликт героев. 3. Изменение взаимоотношений персонажей. В романе-эпопее М. А. Шолохова “Тихий Дон” рассказывается о многих трагических моментах истории России начала XX века. Как самое страшное зло изображается здесь гражданская война – жестокая бойня, в которой брат сражается против брата, сосед против соседа. Но люди должны оставаться […]...
- Краткое содержание романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” (Книга 1, часть третья) Книга первая Часть третья I Попытка совершить самоубийство отдалила Наталью от родных, и она вернулась к свекру, который принял невестку с радостью. Отец велел Дуняшке написать Григорию письмо и сообщить о переезде Натальи. Григорий отвечал уклончиво, писал он вообще редко. Вместе со своим полком он находился на русско-австрийской границе. С фронта поступали тревожные новости: будто […]...
- Анализ эпизода “Луговой покос” (т.1, гл. 9) романа М. Шолохова “Тихий Дон” В этом эпизоде описывается важное для обитателей хутора событие – луговой покос. Из второго абзаца мы узнаем, что хуторяне, в том числе и семья Мелиховых, собирались на покос, “как на годовой праздник”, одев самые нарядные юбки и платки. Несмотря на то, что работа предстояла тяжелая, люди принимались косить луг с хорошим настроением. Работы хватало всем […]...
- Анализ главы 12 части 3 первой книги романа М. Шолохова “Тихий Дон” М. Шолохов – писатель большого таланта, посвятивший все свое творчество родной земле и родному народу – донскому казачеству. В 20 веке на долю русского народа (и казаки здесь не исключение) выпало множество страшных испытаний. О жизни казачества в “лихую годину” войн и революций рассказывают все произведения Шолохова, однако главным творением писателя считается его эпопея “Тихий […]...
- Красноармейцы в доме Мелеховых. (Анализ главы 16, части 6, тома 3 романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”) 1. Конфликтное начало эпизода. 2. Изменение отношений персонажей и читателя. 3. Гуманизм автора. Михаил Александрович Шолохов в своих произведениях повествует о самых страшных и трагических моментах истории России XX, века. Величайшим злом, по мнению писателя, является гражданская война. Это трагедия народа. Она губительна для обеих сторон, приносит невосполнимые потери, калечит души. Шолохов прав: недопустимо, когда […]...
- Возвращение Григория Мелехова на хутор. (Анализ финала романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”: том 4, часть 8, глава 18) 1. Губительный след революции в жизни Мелехова. 2. Метания и опустошенность героя. 3. Трагизм возвращения Мелехова. Над романом “Тихий Дон” Шолохов работал с 1928 по 1940 гг. Этот роман написан в жанре эпопеи (после “Войны и мира” Л. Н. Толстого “Тихий Дон” – первый роман-эпопея). Действие этого произведения охватывает годы жизни нашей страны, ознаменованные великими […]...
- В чем символическое звучание финальной главы второго тома романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”? Финальная сцена второго тома романа Шолохова “Тихий Дон” глубоко символична. Она рассказывает о смерти Валета – мужика, убитого казаками во время начавшейся на Дону гражданской смуты. Герой был убит жестоко – описание его последних минут вызывают ужас и сострадание: “Валет, путая ногами, пошел боком, боком, как лошадь, испугавшаяся своей тени. И не упал, а как-то […]...
- Анализ главы 3 второй части книги первой романа М. Шолохова “Тихий Дон” “Тихий Дон” Шолохова – роман-эпопея, изображающая жизнь простого народа в переломный момент исторического развития страны. Значительную часть произведения занимают сцены из военной жизни, но центральным является изображение казачьего быта, хутора, души труженика-казака. Именно здесь собраны все мотивы романа, здесь действие начинается и здесь оно заканчивается. В центре повествования – история семьи Мелеховых. Большая часть глав […]...
- Жизненная драма Григория Мелехова, главного героя романа М. А. Шолохова “Тихий Дон” Не сохами-то славная землюшка наша распахана… Распахана наша землюшка лошадиными копытами… Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами. Старинная казачья песня Действие романа Михаила Шолохова “Тихий Дон” охватывает годы, ознаменованные историческими событиями мирового значения: Первая мировая война, Февральская революция, Октябрьская социалистическая революция, восстание казаков 1919 года, гражданская война, […]...